22.11.2005 Режиссер Кира Муратова, получившая специальный диплом жюри кинопрессы «Мастеру авторского кино» на XII Минском международном кинофестивале «Листопад-2005» / Фото: Галина Кмит / РИА Новости

Одинокий парус Киры Муратовой

Развлечения
Кира Муратова не пользовалась социальными сетями и интернетом, далеко не обо всем рассказывала даже тем, кому доверяла.

Например, почти никто не знает о том, что Кира Муратова отказалась от награды "За вклад в культуру Одессы", которую ей хотели вручить на Одесском международном кинофестивале. Об этом мне буквально шепотом рассказал муж Киры Георгиевны - художник, сценарист Евгений Голубенко. Было это на Одесской киностудии, перед мастер-классом его супруги, который она дала в рамках кинофестиваля молодым режиссерам и актерам.

С Кирой Муратовой и Евгением Голубенко я познакомилась в 2009 году, на кинофестивале в Минске "Листопад". Мы жили в одной гостинице, вместе завтракали, и Кира Георгиевна была очень расположена ко многим гостям и участникам форума. Открыто она не признавалась в ностальгии по городу своей студенческой молодости, но достаточно было произнести "ВГИК", как сразу откликалась. Кира Муратова - из того поколения шестидесятников, для которого дружба, солидарность, поддержка, верность имели огромное значение. Это сейчас между режиссерами и актерами - конкуренция и борьба за зрителя и кассу, а тогда все было иначе.

На мой вопрос: "Как вы относитесь к режиссеру Ларисе Шепитько?", Кира Георгиевна ответила:

- Лариса для меня как сестра. Мои и ее фильмы соревновались на международных кинофестивалях, но мы были сестрами в профессии. Хотя мне больше нравится романтическая Лариса Шепитько, какой она и была в жизни. Мой любимый ее фильм - "Крылья". Я знала и видела ее нежной, доброй, любящей и даже беззащитной. Рассказывают, что на съемочной площадке она была жестким режиссером, но я не могу в это поверить. Сегодня, вспоминая слова Муратовой о своей коллеге, думаю: "Какая разная судьба: Кира Георгиевна пережила ее ровно вдвое: Лариса погибла в возрасте 41 года, Муратова - в 83 года, но обе вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Шепитько погибла в 1979 году, не застав ни перестройки, ни распада СССР, ни конфликта между Россией и Украиной (она родилась под Донецком). Кира Муратова называла себя "человеком перестройки" и говорила мне о том, что "для нее настоящая жизнь началась именно после перестройки":

- Я человек перестройки и свои лучшие фильмы сняла после нее. До этого времени мы ничего не могли сказать без страха, приходилось идти на компромиссы. А я ненавижу, когда приходится говорить полуправду, - говорила Муратова.

Но при этом она категорически не принимала коммерческий кинематограф и не могла в нем работать. Отказалась от награды Одесского международного кинофестиваля "За вклад в культуру Одессы" потому, что его генеральным спонсором был коньячный дом "Шустов":

- Это для брутальных актеров не зазорно получать всякие кристаллы любви от производителя коньяка, а Кира Георгиевна посчитала такое признание оскорбительным для себя и отказалась от награды, - рассказывал мне Евгений Голубенко.

Зато Кира Георгиевна не отказалась бесплатно провести мастер-класс для молодежи. На этом занятии она с болью в сердце говорила о том, что ее фильм о детях-сиротах "Мелодия для шарманки" запрещен для проката на Украине, и она не понимает "почему":

- На Одесском кинофестивале «Мелодию для шарманки» не показали ни в одной программе, потому что, по мнению организаторов, она очень грустная и депрессивная. А здесь это не в почете, и мой фильм не идет ни в одном кинотеатре Украины, - поделилась она тогда с молодым кинематографистом.

Кира Георгиевна до конца дней сохранила верность Одесской киностудии. Она отказывалась брать деньги у спонсоров, не зная происхождения этих средств. Для нее вопрос, на какие деньги она снимает кино, был очень принципиальным. Кинематографисты говорили: "На Одесской киностудии бродят только кошки, и Кира Муратова снимает кино".

Она жила довольно скромно. Была очень гордым человеком и, конечно, никогда не призналась бы в том, что в чем-то нуждается. Но в Одессе все знали, что Муратова не богата и что она с большим трудом, без денег снимает свои шедевры.

Мне режиссер говорила о том, что ее единственный кумир - Чарли Чаплин: "Перед гением Чаплина я преклоняюсь. Для меня он - художник номер один".

Не скрывала она и своего трагического восприятия мира.

- Наша жизнь трагична со времен императора Нерона, да и до него она была трагичной. Разумеется, я допускаю, что жизнь – не сплошная трагедия, но по большому счету - трагедия. Почему? Потому что в нашем мире нет справедливости, - утверждала она. -Наше время я принимаю, потому что появилась относительная свобода, хотя в нем много печали и жестокости.

Ее с мужем дом был открыт для коллег и журналистов из Москвы. Она буквально за руку провела меня на свою пресс-конференцию в Одессе пять лет назад, когда организаторы Одесского кинофестиваля, не разобравшись в ситуации, отобрали у меня аккредитацию журналиста. Муратова сказала, что "не даст в обиду журналиста из Москвы, который не нарушает закон, а честно выполняет свои профессиональные обязанности".

Кира Георгиевна покинула мир в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. В финале ее фильма "Долгие проводы" звучат стихи Лермонтова "Белеет парус одинокий". Она и была "белым парусом" в штормящем море, режиссером-одиночкой...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кира Муратова. Режиссер, ломавший стереотипы

Владимир Познер: Кира Муратова была недооцененной

Звезды кинематографа, которых открыла Кира Муратова

amp-next-page separator