В спектакле играли две мировые звезды: итальянская кинодива Орнелла Мути и оперная дива Анна Нечаева / Фото: Пресс-служба государственного кремлевского дворца

Изыски Мальтийского балета

Развлечения
Сочинили спектакль пластически и режиссерски Екатерина Миронова и Александр Сомов.

В Москве в Кремлевском дворце был показан мальтийско-российский балет «Хрустальный дворец», созданный год назад по мотивам романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом» к 50-летию установления дипломатических отношений между Россией и Мальтой.

А вообще связи  между нашими странами имеют долгую историю: они зародились еще при Иване Грозном и получили развитие при Павле I, давшем Мальтийскому ордену прибежище от Наполеона.

Выбор сюжета «Хрустального дворца» был продиктован для солнечной Мальты, вероятно, экзотикой «ледяной истории» времен русской императрицы Анны Иоанновны, оставившей о себе добрую память тем, что в мае 1738 года она подписала указ «О создании  Танцовальной  Ея Императорского Величества школы», заложив тем самым основы будущего  Императорского театрального училища (ныне  – Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). Музыку к спектаклю написал Алексей Шор, математик по образованию, любимым композитором которого, судя по его интервью «Музыкальным сезонам», является Бах. Кроме того, господин Шор сделал и другое важное заявление: «К великому счастью, меня играют потрясающие исполнители, которые придают моим работам такое звучание, о котором я даже мечтать не мог». Теперь вот и гадай, что в не бесспорном в музыкальном плане творении господина Шора принадлежит ему, а что музыкантам во главе с прекрасным дирижером Павлом Клиничевым?

 Как всегда изысканно хороша была Мария Аллаш на этот раз в роли Феи Замерзшего сада цветов / Фото: Пресс-служба государственного кремлевского дворца

Сочинили спектакль пластически и режиссерски Екатерина Миронова и Александр Сомов, определив его звонкой, но мало понятной  фразой: «хрустальный дворец  человеческих отношений». Как тут не вспомнить Александра Сергеевича Грибоедова: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой». Лучше бы озаботились добротным сценарием, а то спектакль больше напоминает концертное шоу с дивертисментом.

Что касается хореографии, то она, на мой взгляд, получилась не очень, без открытий чудных. Но если рассматривать спектакль как праздничную феерию по случаю юбилейной даты, то все вопросы снимаются.

В рекламной листовке «Хрустальный дворец» представлен по-ярмарочному броско:  «… нам удалось создать что-то такое, чего еще не видели ни европейская, ни российская публика». « «Хрустальный дворец»  – это не просто балет, это балет с элементами оперы, и в нем задействованы действительно ведущие артисты оперы и балета мирового уровня»…

 Выбор сюжета «Хрустального дворца» был продиктован для солнечной Мальты, вероятно, экзотикой «ледяной истории» времен русской императрицы Анны Иоанновны / Фото: Пресс-служба государственного кремлевского дворца

Осмелюсь заметить, что европейская, русская в том числе, публика видела и не такое: балетные спектакли с элементами оперы давно идут по всему миру. В Большом театре это, например, недавние балеты Ильи Демуцкого «Герой нашего времени» и «Нуреев».

А вот насчет звездных исполнителей – тут все верно. Собственно они, да еще дети (всегда беспроигрышный вариант!) и спасают порой постановщиков от неизбежного провала. А уж когда в сцене охоты появились охотничьи собаки и итальянская кинозвезда Орнелла Мути (Анна Иоанновна) верхом на лошади, зал просто онемел от удивления и восторга.

Балетные звезды Мария Виноградова (Влюбленная и Шутиха) и Иван Васильев  (Влюбленный и Шут) – на редкость гармоничный дуэт – показали высочайший  класс исполнительского мастерства, наполнив довольно безликую хореографию  «романтическим чувством» своих героев. При этом Васильев просто завораживал зрителей накалом виртуозной техники, сценическим обаянием и магией присущего только ему танцевально-пластического стиля.

Как всегда изысканно хороша была Мария Аллаш на этот раз в роли Феи Замерзшего сада цветов. А вот аккомпанировавшему ей кордебалету, вероятно, не хватило репетиций станцеваться, чтобы держать линию и не суетиться.

Самым трудным оказалось, на мой взгляд, положение двух мировых звезд: итальянской кинодивы Орнеллы Мути и оперной дивы Анны Нечаевой. Пригласить их ради афиши - пригласили, а роли прописать забыли.  Поэтому Анна Иоанновна, между прочим,  российская императрица из династии Романовых, всю вторую часть первого акта просидела  на табуреточке – не отличить от служанок! – в летнем саду, а потом вдруг, то ли от жары,  то ли от усталости, придумала женить Шутиху и Шута в Ледяном дворце.

Оперная дива Нечаевой вообще и того лучше: исполняла приветственную оду в честь Императрицы, стоя под самыми колосниками сцены в висящем на тросах круге-солнце, будто она каскадер. К тому же, смотреть на монарших особ сверху вниз не принято.

«Хрустальный дворец» мало похож на балет, скорее это праздничное представление по случаю важной даты – нечто среднее между концертным шоу и феерией, – о качестве которого судить доброму зрителю.

amp-next-page separator