В Министерстве культуры утверждают, что законопроект коснется «артистов балета, оперы и драмтеатров». / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Работники творческих профессий будут проходить переаттестацию каждые пять лет

Развлечения

Министерство культуры разработало соответствующий законопроект, который в конце мая будет обсуждаться на заседании правительства.

Отмечается, что каждый «творческий работник» раз в пять лет должен будет пройти подобную аттестацию для подтверждения профессиональной состоятельности. В случае отрицательного результата, не прошедший конкурс работник может быть уволен даже при наличии бессрочного контракта.

Тем не менее, в Министерстве культуры добавили, что подобные новшества коснутся лишь «артистов балета, оперы и драмтеатров». При этом уточняется, что журналисты тоже вправе перейти на конкурсную основу, однако решение подобного вопроса ведомство оставляет на усмотрение профессионального сообщества, пишет издание «Коммерсант».

В свою очередь «Российская газета» пишет, что положение об обязательном творческом конкурсе будет распространяться и на журналистов. Однако источник информации не уточняется.

Издание также отмечает, что от переаттестации будут освобождены руководители организаций творческих коллективов, беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Напомним, ранее деятели искусств обращались к властям с просьбой урегулировать через Трудовой кодекс (ТК) отношения в творческих коллективах, прежде всего в театрах.

Так, в Трудовой кодекс будет включена специальная статья 351.2 по «регулированию труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».

Кроме того, конкурсы на замещение должности творческих работников будут проводиться один раз в пять лет.

Также уточняется, что предлагаемый законопроект был разработан еще в 2012 году и обсуждался в Госдуме на заседании круглого стола думского комитета по культуре. После чего документ согласовывали с представителями профсоюзов. Планируется, что законопроект будет рассмотрен на заседании правительства 23 мая, добавил заместитель министра культуры Григорий Ивлиев.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Людмила Щербина, первый секретарь Общественной организации «Союз журналистов Москвы», член Общественного совета города Москвы; член Комиссии по защите прав граждан и их объединений, взаимодействию с правоохранительными и судебными органами; член Комиссии по вопросам развития научного и интеллектуального потенциала столицы:

- Один известный советский хирург-кардиолог предлагал бег в виде радикального метода диагностики сердца и определения профпригодности специалиста. Мол, пробежит человек определенную дистанцию – годен к работе с сердечными перегрузками. Не пробежит – дисквалифицировать. Уже в перестроечное время одна политическая дама предлагала сразу всё творческое «старичьё» заменить молодежью, чтобы резко двинуть дело вперед. Недавно на трибуну очередного российского съезда журналистов поднялся главный редактор одной из московских газет и, окинув зал заседаний печальным взглядом, произнес: «Как много седых голов!» Теперь, вот, чиновники взялись за перекройку Трудового кодекса с целью омолодить кадровый состав творческих коллективов.

В принципе я – «за» то, чтобы в трудовые коллективы газет, журналов, театров, цирков и так далее вливалась талантливая молодежь. Двумя руками «за» молодые и перспективные таланты. Но знаю не понаслышке, что сейчас первый вопрос молодого специалиста при поступлении на работу звучит так: «Какова цена вопроса?» Мол, сколько «бабок» отвалите за мой труд? Начинается работа и становится ясно, что молодой и перспективный «кадр» не то что информацию написать, а двух слов связать не может. Да и не стремится особенно. Кто его будет готовить, наставлять, встраивать в бешеный ритм нашей профессии?..

Другая сторона дела – кто будет судьями в творческих комиссиях, проводящих конкурсы? Заказчики, то есть чиновники? Сегодня журналисты в районках, многотиражках (особенно в провинции) и так на положении рабов. Потому что поле профессиональной деятельности крайне ограничено. С введением новых поправок в Трудовой кодекс, местные «царьки» от журналистики и администрации и вовсе заставят ползать «журналюг» на коленях. Нет никакой надежды на то, что у власти окажется коллега по профессии и поймет, поддержит. Я многие годы просила одного высокопоставленного коллегу законодательно поддержать творческих людей. Увы, он меня не услышал. Убеждал, что более в поддержке нуждается отечественная промышленность и сельское хозяйство. Прошли теперь уже десятилетия: промышленность на коленях, село в упадке и последняя надежда общества – творческая интеллигенция – в загоне. Конкурсы и аукционы в промышленности и торговле привели не к росту производства, а расцвету взяточничества и распложению «откатов». К чему приведут творческие конкурсы? К закабалению творческих людей?

Да, маленькая Финляндия может накормить большую Россию. Она об этом уже заявила. Европа уже обеспечила нас автомобилями. Но ни одна страна в мире, кроме России, не сможет родить и явить миру Рахманинова, Чайковского, Сикорского, Достоевского, Вишневскую, Королева и тысячи, десятки тысячи гениев и талантов во всех областях науки и культуры! Нет там такой специальной творческой закваски. У нас она есть. Россия являются особой страной, способной рождать творческие таланты. Если мы их начнем выстраивать по ранжиру, как один герой известной пьесы Александра Грибоедова «Горе от ума», то можем потерять ту самую творческую «закваску», о которой тысячи лет назад говорили наши предки.

Светлана Врагова, художественный руководитель театра «Модернъ», народная артистка России:

- Я против такого закона, потому что он повлечет за собой череду летальных исходов в театральных коллективах. А то, что он будет принят (если будет принят) в самом жестком варианте, у меня не вызывает сомнения. На мой вопрос о том, что делать гению, не победившему в подобном конкурсе (а таким курьезам нет числа), один высокий чиновник от культуры ответил: «Гений найдет себе другое место». Наших законотворцев не сильно волнует то, что артист – человек особой психической конструкции и не может жить без сцены, что в театральном сообществе России нет закона о меценатстве и в «неигровом» или преклонном возрасте артисты остаются без средств к существованию и по сути нищенствуют.

Потом, как будут работать конкурсные комиссии и как они будут испытавать артистов на профессионализм – просить Ольгу Александровну Аросеву прочитать басню или Веру Кузьминичну Васильеву прочесть стишок? Во многих случаях, когда актер не востребован на сцене (или мало играет) виноват режиссер. Так было, к примеру, с Николаем Караченцевым. Потом пришел в театр Марк Захаров и Караченцев заблистал. Так всегда бывает. В этой переменчивости сложность и суть театральной жизни, ее, если хотите, прекрасная и трагическая судьба. Поэтому поправки в Трудовой кодекс, по моему мнению, обрекают многих российских актеров на верную гибель.

СПРАВКА «ВМ»

Согласно определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г., - творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

amp-next-page separator