Отметившему недавно 79-летие Сергею Юрскому и сейчас довольно часто предлагают роли в кино, но многие современные сценарии ему не нравятся. / Фото: ИТАР-ТАСС

Сергей Юрский: Актер должен быть личностью

Развлечения
Когда произносишь словосочетание «думающий актер», то одним из первых вспоминается именно Сергей Юрский.

Обозреватель «Вечерней Москвы» встретился с Сергеем Юрьевичем и поговорил с ним о звездности, актерской профессии и умении любить свой возраст.

Я НЕ СОГЛАСЕН БЫТЬ КРАСКОЙ НА ХОЛСТЕ

Многие артисты вашего поколения недоуменно отмахиваются, когда их называют звездами театра или кино.

А вы как к этому относитесь?

— Плохо. Не потому, что мне не нравится слово «звезда» — это всего лишь русская калька с английского слова star.

За последние пару десятков лет понятие актерства, увы, сильно девальвировалось.

Актер — это не просто человек, который что-то вещает из телевизора. Это довольно сложная профессия, навыкам которой нужно учиться всю жизнь. До конца никогда не научишься, но постижение сути, постоянные вопросы самому себе, они необходимы. А звездами себя предпочитают называть люди совершенно иного склада. Настоящий же актер — всегда художник и соавтор.

А как же популярное мнение, что артист должен быть как чистый лист бумаги, на котором хороший режиссер может изобразить все, что ему заблагорассудится?

— Вы сейчас говорите о пластичности. Разумеется, хороший актер должен уметь меняться. Но я в корне не согласен с тем, что я должен быть краской на холсте.

В конце концов чистых листов у нас хоть отбавляй, а хороших артистов почему-то немного.

Актер может быть и слабой, и сильной личностью. Главное — чтобы эта личность была. Чтобы было с чем взаимодействовать, когда играешь роль.

СЧАСТЛИВАЯ ЭПОХА

Как-то вы сказали, что лично для вас самой счастливой с точки зрения творчества эпохой стали 90-е. Почему?

— Больше всего на свете любой нормальный человек ценит свободу. А артист — свободу творчества. 90-е я навсегда запомню как время практически безграничной творческой свободы: идеи воплощались, и им никто не мешал. Эта свобода кончилась, когда в полной мере заработали рыночные механизмы. Если раньше мы жили в обстановке тотальной цензуры, то сейчас вокруг тотальная пошлость.

Вы именно поэтому сейчас все реже играете в кино?

— У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Понятно, с возрастом ролей для меня стало объективно меньше. Но предложения поступают часто. Однако в большинстве случаев сценарии настолько плохи, что я не нахожу сил сказать «да».

Раз уж вы заговорили о возрасте, годы как-то повлияли на ваше мировоззрение?  

— Конечно, взгляды меняются. Мне кажется, это заметно по моим книжкам.

Но вообще с возрастом я заметил интересную деталь. Сегодня все хотят казаться моложе, чем есть на самом деле. Не только в смысле внешности, но еще и в рамках поведенческих моделей.

Никто не хочет стареть не только физически, но и душевно. Думается, это подспудное стремление к свободе. Когда ты молод, можешь себе позволить многое, и тебя не осудят. Седины и приходящий с ними жизненный опыт обязывают вести себя соответствующим образом.

У этого впадания в детство есть как положительные стороны, так и отрицательные.

Среди последних — безответственность, с которой я никогда не желал мириться. Поэтому это, наверное, история не про меня.

ЗВЕЗДНЫЕ РОЛИ

Киногерои на все времена

«Золотой теленок», 1968 год — Остап Бендер.

«Место встречи изменить нельзя», 1979 год — Иван Сергеевич Груздев (врач, подозреваемый в убийстве жены).

«Любовь и голуби», 1984 год — дядя Митя.

amp-next-page separator