Старейший из сохранившихся московских автобусов — ЗиС-8, 1932–1935 годов — можно в День города и День России увидеть у главного входа ВВЦ. / Фото: «Вечерняя Москва» Игорь Ивандиков

Ретроавтобус проедет по проспекту академика Сахарова

Развлечения
9 августа на проспекте академика Сахарова стартует парад раритетных столичных автобусов.

В этот день исполняется ровно девяносто лет со дня открытия автобусного сообщения в городе. Историки и сотрудники музея ГУП «Мосгортранс» ознакомят москвичей с историей автобусов, начиная с тридцатых годов. На параде будет представлен не один ретроавтобус, но гвоздем программы будет, конечно, макет самого старого советского автобуса ЗИС-8 - образец, восстановленный по чертежам, макетам и фотографиям довоенных лет заводом «Аремкуз».

Корреспондент «ВМ» посетил 16-й автобусный парк ГУП «Мосгортранс», где и готовится к параду реликвия тридцатых годов. Главный инженер 16–го автобусного парка Игорь Колягин рассказал о том насколько далеко ушли современные автобус от ЗИС-8 и чем ценен этот образец.

Этот простой автобус сталинских времен, по словам главного инженера 16-го автобусного парка, сравнивать с современной техникой никак нельзя.

- Это тоже самое, что сравнивать телегу с машиной. Образец простой до мозга костей. В нем нет практически ничего и выпускаться он перестал довольно быстро. Это связано с наступлением войны, а также с изменением транспортного сообщения на дорогах. На место ЗИС-8 пришли более усовершенствованные модели, поскольку он был совершенно не приспособлен к большому количеству транспорта на дорогах, – рассказывает Игорь Колягин.

По словам главного инженера, в тридцатых годах на дорогах было пусто, а понятие "пробки" жителям столицы было незнакомо. Именно поэтому ЗИС-8 не имел ни зеркал, ни задних фонарей, ни указателей поворотов. По словам главного инженера, оповещать о маневрах автобусу было некого. Редкий поток соседних машин и отсутствие загруженности на дорогах - эта мечта любого автолюбителя в то время была реальностью.

Снаружи - деревянный кузов с металлической обивкой. В салоне все также просто и без излишеств - двадцать кожаных сидений, деревянные рейки и очень низкий потолок. Стоять в салоне при желании все равно не получится. Так же, как и попасть внутрь пассажиры самостоятельно не могли. На каждой остановке водитель прибегал к помощи механического ручного привода: сильным нажатием, двигая за рычаг, можно было открывать и закрывать дверь обратно.

- Система торможения, равно как и все остальное, имела значительные недоработки. Неудобство заключалось в скорости реакции. Поскольку в резком торможении необходимости не было, механические тормоза не имели усилителя, обладали большим тормозным путем и работали медленно, - рассказывает Игорь Колягин.

Единственной вентиляцией летом в салоне служили окна, зимой возможностью согреться была лишь теплая шуба.

Стоит отметить, что именно ЗИС-8 является первым серийным автобусом, предназначенным для перевозок пассажиров по маршрутам столицы. Он же стал первым советским экспортируемым автобусом. Игорь Колягин рассказал "ВМ", что уже после прекращения выпуска ЗИС-8 на Московском автомобильном заводе им. Сталина региональные мастерские старались копировать и даже усовершенствовать конструкцию ретроавтобуса.

В параде ЗИС-8 участвует уже шесть лет, сразу после восстановления. До сегодняшних дней сохранился лишь макет и рама ретроавтобуса, но силами 16-го автобусного парка в 2007 году ремонтный персонал сложил воедино элементы ЗИС-5 и ЗИС-8, и очень близко восстановил модель последнего.

amp-next-page separator