Киновед Кирилл Разлогов: Михалков мог стать лучшим режиссером, а «Левиафан» - лучшим фильмом
Напомним, в пятницу, 23 января, в Москве раздавали "Золотых орлов". Своим мнением по поводу распределения наград поделился председатель экспертного совета кинематографической премии «Золотой орел», кинокритик Кирилл Разлогов.
- Кому достанутся призы, можно предугадать. Единственный вопрос был в том, насколько компания, развернутая против фильма «Левиафан» повлияет на киноакадемиков. К счастью, не повлияла совсем. «Левиафан» был представлен во многих номинациях: Звягинцев получил приз, как лучший режиссер, находясь в конкуренции с одной стороны с Михалковым, с другой стороны – с Говорухиным, а с третьей – с Кончаловским. Вполне достойная компания. Так что, с моей точки зрения, распределение призов было обоснованным.
- И настолько предсказуемым?
- Да, но, возможно, потому что я нахожусь внутри системы. Без сенсаций, но не без конкуренции. К тому же была возможность рокировки: Михалков мог получить приз за лучшую режиссуру, а «Левиафан» стать лучшим фильмом. Но академики решили иначе. Значительно, менее справедливо было бы, если бы оба приза ушли какому-то одному фильму: «Солнечный удар» и Михалков или «Левиафан» и Звягинцев. Но в итоге обе картины были отмечены.
- Борьба шла исключительно между этими фильмами? У других не было шансов составить серьезную конкуренцию «Солнечному удару» с «Левиафаном»?
- «Алексей Тряпицын» Кончаловского – картина вполне равновеликая этим двум фильмам. Но она находится в несколько ином русле, более сложном для восприятия, в том числе и профессиональными кинематографистами. Она более актуальна по своей эстетике, потому что снята между игровым и неигровым, или, как говорил Эйзенштейн, по ту сторону игрового и неигрового кино. Но такого рода структуры довольно сложно пробивают пути к зрителям и профессионалам, поэтому такой смелый ход, связанный с показом фильма по телевидению, оптимизировал его аудиторию. Картина достойная. Когда мы в экспертном совете ее обсуждали, даже внесли Алексея Тряпицына по предложению актерской Гильдии в список лучших исполнителей мужской роли, то есть самого себя. Хотя понимали, что это в известном роде провокация.
Более того, этого год был урожайным, и за пределами пяти картин, которые попали в номинацию были фильмы очень достойные, чтобы быть отмеченными. Например, картина Юрия Быкова «Дурак». Сейчас она попала в номинацию премии кинокритиков «Белый слон».
- Есть мнение, что Михалков был достоин премии «За вклад в развитие кинематографа», которую получил Говорухин. Что вы думаете по этому поводу?
- Этот вариант обсуждался. И Никита Сергеевич достоин этого приза так же, как и Станислав Сергеевич. Но Михалков, которого многие считают крестным отцом «Золотого орла», не захотел давать заключительный приз самому себе. Он надеется, что, по меньшей мере, еще десятилетие сможет создавать заметные произведения киноискусства. Но это больше мои домыслы, на этот счет мы с ним не говорили. Что касается Говорухина, то он как творческая личность в большей степени заслуживает приза «За вклад в развитие кинематографа», так он один из самых заметных режиссеров и актеров. Даже сложно сказать, что важнее – режиссер, актер или политический деятель. Его картина «Weekend», без сомнения интересная, но она повернута в прошлое, как и многое из того, что он делает.
- На сериальной ниве тоже без сенсаций?
- Да. «Бесы» Хотиненко сделаны в жанре мини-сериала, который очень силен у нас. И в советское время была хорошая традиция многосерийных фильмов. Не случайно, у Говорухина главное – «Место встречи изменить нельзя». Вспомним также «17 мгновений весны». Так что мини-сериалы мы умеем делать очень хорошо. А помножить это на дарование Достоевского и актеров, которые очень хорошо играли, получим некий задел прочности. Хотя мне, например, очень нравятся и «Гетеры майора Соколова».
Что касается большого сериала, «Оттепель» была вне конкуренции, потому что это очень популярный сериал. Сериал, обращенный к кинематографистам. Конечно, он академикам был более близок и по тематике, и по содержанию, и по воспоминаниям. Так что здесь запас прочности тоже был достаточно велик.
- Почему кстати «Оттепель» не получила приз в прошлом году? Премьера ведь состоялась в 2013-м?
- Дело не в премьере. Мы следуем телевизионным сезонам – то есть включаем то, что вышло с сентября по август, потому так мыслит телевидение. А фильмы смотрим с ноября по октябрь.
- В отношении актерских номинаций были какие-то вопросы?
- Лядова и Збруев просто совпали с моим непосредственным голосованием. Я за них голосовал. Но рядом вполне были достойные конкуренты. А уж по вторым ролям так сразу и не скажешь. Мне больше всего понравилась реплика Янушаускайте, которая получила премию за роль второго плана в фильме «Звезда» у Ани Меликян. На самом деле, это одна из двух главных ролей. Так вон она сказала: «Если бы я не снялась в этой картине и получила этот приз, была бы просто гениальной актрисой в Литве. А за ее пределами не была бы известна». Это свидетельствует, что Москва сохранила функцию выведения в свет, на уровень мировой известности исполнителей из небольших стран, откуда трудно выбраться. В свое время Берлин был тем местом, где становились известными советские кинематографисты. Тот же Эйзенштейн. В нынешней расстановке сил российское кино и российская культура сохраняет свое значение как один из путей к мировой известности во всех близлежащий странах, независимо от того, частью чего они сейчас являются.
ВСЕ ФОТОГРАФИИ С ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ "ЗОЛОТОГО ОРЛА" СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
МНЕНИЕ
Кинокритик Сергей Кудрявцев: "Левиафан" нельзя было не наградить
Итоги вручения премии "Золотой орел" прокомментировал кинокритик Сергей Кудрявцев:
- Я считаю, что можно было бы не награждать «Солнечный удар» главным призом, а вручить Никите Сергеевичу, у которого в конце этого года будет 70-летний юбилей, специального «Золотого орла» за вклад в развитие в киноискусство. Это было бы уважительно по отношению к коллегам-соперникам и, я думаю, многие бы приветствовали такое решение. (читать далее)
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Золотого орла" получил "Солнечный удар" Никиты Михалкова
Торжественная церемония вручения XIII национальной премии "Золотой орел" проходила в первом павильоне "Мосфильма".Гости церемонии попадали не на одну красную ковровую дорожку, а в целый лабиринт: самые известные глянцевые журналы России стремились устроить свой фотоколл для прибывающих гостей, потому что "Золотой орел" собрал в этот вечер почти всех самых ярких звезд российского кинематографа. Как проходила церемония, наблюдала корреспондент "ВМ". (читать далее)