«Круг чтения». В России официально стартовал Год литературы

Развлечения
В среду, 28 января, в Московском художественном театре им. А.П. Чехова был дан старт Году литературы, который должен, по мнению его организаторов, привлечь внимание общества к литературе и чтению. Открыл Год литературы президент Российской Федерации Владимир Путин.

Начало церемонии, назначенное на восемь вечера, задержалось на час, поэтому те, кто пришел заранее, к старту мероприятия уже слегка подустали. Виду, впрочем, никто не подавал. А потом публика и вовсе отвлеклась, потому как стала с интересом смотреть документальный фильм, в котором случайные прохожие отвечали на два коротких, но необычайно важных вопроса: "много ли вы читаете", или "можно ли проводить Год литературы в России". Прохожие отвечали честно: мол, да, читать стали значительно меньше, и, да, Год литературы - идея прекрасная и нужная, и вообще – проводить его нужно как можно чаще, вот хоть каждый год…

А после на сцену вышел президент России.

- Не секрет: в России стали меньше читать - к сожалению, огромному сожалению для нас всех, - и возродить в обществе ценность хорошей книги принципиально важно, - подтверждая слова участников документального фильма, констатировал Владимир Путин. И, развивая эту мысль, отметил, что так же важно помочь всем людям, связанным с этой сферой..

Актер Александр Семчев на открытии Года литературы в МХТ / Фото: Исакова Анна/ТАСС

Судя по тому, как заполненный до отказа зал МХТ им.Чехова единодушно кивал, с Владимиром Владимировичем были согласны все. Что, впрочем, и не удивительно, потому как проблемы с чтением большинства населения страны уж больно очевидны.

Не отрицали их и ведущие актеры МХТ разных поколений, представившие в этот вечер литературно-художественную композицию "Круг чтения", режиссером которой выступила Марина Брусникина. Со сцены отрывки из произведений русской классики и современных авторов читали Олег Табаков, Константин Хабенский, Ирин Мирошниченко, Дарья Мороз, Станислав Любшин, Александр Семчев, Анатолий Белый, Игорь Верник, Евгения Добровольская, Ирина Пегова и многие другие, включая объявленного на днях в розыск на Украине Михаила Пореченкова. И со сцену, великой мхатовской сцены лился Пушкин и Лермонтов, Достоевский и Толстой, Гоголь и Чехов, Блок и Гумилев, Пастернак и Ахматова, Цветаева и Булгаков, Солженицын и Бродский.

Отметил президент и «способность литературы развивать творческий потенциал людей, объединять нацию вокруг общих духовных и нравственных ценностей, задавать стратегические идеи, культурные ориентиры гражданам».

Россия. Москва. 28 января. На торжественном вечере, посвященном открытию Года литературы в МХТ имени А.П.Чехова. Михаил Метцель/ТАСС / Фото: Метцель Михаил/ТАСС

Государство, обеспокоенное проблемой «кризиса чтения», стремится поддерживать и стимулировать распространение чтения, приобщение молодежи к книге. И Год литературы – хорошая возможность напомнить людям о роли умной книги в жизни общества, возможность «помочь тем, кто так или иначе связан с литературной деятельностью».

В рамках Года литературы планируется провести ряд мероприятий, среди которых международный писательский форум «Литературная Евразия», проекты «Литературная карта России» и «Всемирный день книги», «Лето с книгой», «Библионочь-2015», «Книги в больницы» и конкурс «Литературная столица России».

И совсем неслучайно, что старт Году литературы был дан в Московском Художественном театре. За 116 лет своей истории этот театр сыграл десятки спектаклей по произведениям классиков разных времен…

А недавно здесь получили свое второе рождение знаменитые мхатовские литературные вечера, которые знакомят публику не только с классическим наследием, но и с произведениями современных авторов.

Литература делает жизнь человека одухотвореннее, но и тревожнее, потому что «вскрывает язвы общества». У художников слова есть дар предвидения, но мы предпочитаем слушать магов, предсказателей и тех, кто «пишет нам красиво».

Когда-то люди не прислушались к предупреждению Тургенева о проблеме «отцов и детей», не увидели ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов левого толка в романе-предупреждении «Бесы» Достоевского, и результаты не заставили себя ждать. Сегодня мы сталкиваемся с тем, о чем предупреждал нас Иосиф Бродский, говоря, что:

«…верх возьмут телепаты,буддисты, спириты, препараты,фрейдисты, неврологи, психопаты.Кайф, состояние эйфории,диктовать нам будет свои законы.Наркоманы прицепят себе погоны.Шприц повесят вместо иконыСпасителя и Святой Марии.Я уже вижу наш мир, которыйпокрыт паутиной лабораторий».

Информатизация сегодня – это не просто еще одна характеристика общества, это существенное изменение среды обитания человека, ее значение можно поставить в один ряд с изобретением печатного станка, сделавшего книгу доступной каждому. С информатизацией связывается изменение роли чтения, развитие так называемой экранной, или клиповой культуры, которая транслирует «готовые к потреблению» образы в привлекательной и легко усваиваемой форме. Под воздействием такой «культуры» люди перестают читать.

Проблемами «нечтения» и «функциональной неграмотности» среди населения у нас, кажется, озаботились. Важно, чтобы забота эта превратилось в активное действие, и не только в Год литературы.

Президент России Владимир Путин на торжественном вечере, посвященном открытию Года литературы в МХТ имени А.П.Чехова.  / Фото: Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

МНЕНИЕ

Литература возвращается

Колонка писателя и историка Евгения Водолазкина

Не раздражает ли меня объявление нынешнего года Годом литературы? Нет, не раздражает. Может быть, кто-то о ней забыл (по статистике треть населения у нас вообще не читает), а так вспомнит. Прочувствует, что в качестве предмета экспорта русская литература оставляет позади автомат Калашникова. Испытает, возможно, культурный шок.

Конечно, речь здесь идет не обо всей русской литературе – о той преимущественно, которую зарубежный читатель не без фамильярности называет Толстоевским. Этот господин играет за рубежом двоякую роль. С одной стороны (инерция восприятия), он привлекает внимание к современным русским авторам. С другой – немедленно провоцирует сравнение себя с ними – не в их, что называется, пользу. Современный русский автор съеживается и отходит в сторону (далее...).

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Екатерина Гениева, директор Всероссийской библиотеки иностранной литературы им. М. Рудомино:

- Надеюсь, что этот Год привлечет внимание к отечественной литературе тех, кто имеет политическую волю и рычаги финансирования, поскольку область эта, помимо всего прочего, весьма затратная. А для такой территории, как Россия, в которой всё окрашено в тона литературы и культуры, это особенно важно. Но и другой момент – геополитический: в этом безумном современном мире, в котором мы все оказались, территория литературы и культуры, возможно, единственная площадка, которая может примирить страсти, непонимание, ненависть, может стать переговорной базой для улучшения здоровья мира».

Ирина Антонова, президент Музея изобразительных искусств им. А. Пушкина:

- Наш музей, в котором я провела всю свою жизнь, напрямую связан с литературой, поскольку освещен именами филолога и искусствоведа Ивана Цветаева, его дочери – Марины Цветаевой, которая боготворила Пушкина, ощущала глубокое внутреннее с ним родство, написала о нем блестящую статью, и самого Пушкина. В этой цепочке имен просматривается преемственность поколений, входивших в высшую элиту духа русского общества, в которой и возник наш музей. Кроме того, в творчестве Пушкина запечатлены многие памятники изобразительного искусства.

Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра народная артистка РФ:

- Балет и литература часто пересекаются, вдохновляя или отображая друг друга. Русский балет пушкинской поры славился талантами. Звездой первой величины была Авдотья Истомина. В ней Пушкин увидел музу русского балета. В знак искреннего восхищения талантом Истоминой Пушкин посвятил ей свои самые «балетные строки»:

Блистательна, полувоздушна,Смычку волшебному послушна,Толпою нимф окружена,Стоит Истомина; она,Одной ногой касаясь пола,Другою медленно кружит,И вдруг прыжок, и вдруг летит,Летит, как пух от уст Эола…

Многие произведения Пушкина стали основой балетных либретто. Так что Год литературы - это и наш профессиональный праздник.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Писатель — не тот, кто пишет, а тот, кого все читают. Литературное сообщество объединяет усилия

27 февраля состоится официальное открытие Года литературы в России. Символично, что именно в эти дни писательское сообщество, раздробленное и многоликое, предпринимает попытки объединить свои навыки, умения и усилия, чтобы воссоздать былую славу русского слова. Смогут ли мастера словесности преодолеть разногласия и найти общий язык? Какие задачи стоят перед литераторами сегодня? Возможно ли объединение писательских союзов? «ВМ» попыталась разобраться в этих вопросах. (подробнее)

КСТАТИ

29 января исполняется 155 лет со дня рождения знаменитого русского писателя Антона Павловича Чехова. Классик знаменит своим отточенным и изящным слогом, чувством русского языка, широким кругозором, идеями, актуальными и сегодня.

Среди прочих в произведениях Чехова выделяются строки о его посещении острова Цейлона (сегодня — Шри-Ланка). Несмотря на то что писатель пробыл там всего шесть дней, с 12 по 18 ноября 1890 года, жители этого тропического острова свято хранят память о его пребывании здесь. В гостинице Grand Oriental в Коломбо находится комната-музей Чехова, а у входа в отель классику с любовью установили памятник.

РЕПОРТАЖ "ВМ"

На деревню к Чехову

29 января у великого русского писателя – юбилей. Надо ехать в Мелихово, решили мы. Родился Антон Павлович в 1860 году в Таганроге, это да. 155 лет назад. Но почти треть своей сознательной, писательской жизни, провел в полусотне верст от Москвы, в Мелихово.

Как сообщал он в одном из своих писем, «мой адрес теперь – станция Лопасня Московско-Курской железной дороги, до Мелихово девять верст. Дорога идет лесом, так что пейзажи у меня изумительные». (далее)

Накануне юбилея «Вечерняя Москва» дозвонилась до Васанты Викрамасингхе — одного из хранителей памяти о посещении Чеховым Цейлона. 

Дневники зоопарка. Читаем вместе с Чеховым

Помимо того, что Чехов был великим писателем и врачом, он еще, как показала история, был прав. Во многом. Прочтите его описания Москвы — все так, как если бы он писал про Москву нынешнюю.

Во всяком случае, так говорит писатель Алексей Варламов, взявшийся подвезти меня до Дома Чехова на своей машине. Про столичных водил Антон Павлович, между прочим, написал так: «Экипажи великолепные, но ездоки ужасно плохи. Ни одного порядочного ездока. Все трусь-трусь-трусь».

И хотя писатель Варламов — ездок порядочный, он и человек порядочный, и с классиком спорить не будет. Тем более что абсолютно верных предсказаний у Чехова масса.

Взять это, хрестоматийное, из письма Ваньки Жукова: «Москва — город большой. Дома господские, овец нет, собаки незлые, на клирос петь не впускают». (далее)

amp-next-page separator