Интересное кино получается...
По сюжету одной из серий («Ощупью в полдень») главный редактор «Вечерней Москвы», некто Александр Боголюбов, уличен в изготовлении порнографии, участии в оргии и заказном убийстве. Мы решили выяснить, кто же сделал «Вечерке» сомнительную рекламу.
Напомним, что время происходящих событий — 1979 год. В романе братьев Вайнеров «Визит к Минотавру», по мотивам которого снят детектив, ничего подобного и близко нет. Мы обратились к режиссеру 20-серийной картины Сергею Снежкину с вопросом:
— Это ваша придумка — сделать участником криминальных событий главного редактора «Вечерки»?
— Да, это я придумал. Газет в те годы было не так много, а «Вечерка» у всех на слуху.
Она часто упоминается даже в произведениях классиков — вот у Некрасова, например, в его повести «Кира Георгиевна». Но почему вы так нервничаете? «Вечерка» упоминается в хорошей картине, с лучшими артистами страны: Ефремов, Шакуров, Гуськов... Ну разве плохая компания для главного редактора «Вечерней Москвы»?
Компания-то хорошая, только дело не в ней. С 1966 по 1988 год «Вечерку» возглавлял Семен Индурский, легендарный в журналистском мире главный редактор. Читатели старшего поколения отлично помнят его. Да и близкие журналиста, слава Богу, живы и здоровы: и жена Ольга Наумовна, и дочь Вера Семеновна, и внук Дмитрий. Для Снежкина это оказалось неожиданностью.
— Да вы что?! Но в фильме фамилия редактора вымышленная. Я хотел, чтобы получилось интересно, весело, стремился наполнить картину реальной жизнью, деталями Москвы. Если ктото обиделся, прошу извинения. Это же кино, кстати, думаю, неплохое, и ничего больше. Понимаете?
— И ради «веселья» вы, можно сказать, с бухты-барахты сделали главного редактора «Вечерки» любвеобильным персонажем, развратником?
— «Вечерка» у многих поколений вызывает ностальгию по той жизни, щемящие воспоминания. С помощью газеты я завоевывал зрителя, понимаете? А не с бухты-барахты.
— А вы знаете, что «Вечерка» — единственная газета, которая в свое время печатала информацию о разводах? Лучше бы этот факт использовали в картине.
— Я этого не знал. Меня тема развода вообще не интересует. Живу с одной женщиной уже 40 лет, прижил двоих детей. Хотите, напечатайте в «Вечерке», что моя жена ведрами пьет из меня кровь. И мы будем квиты.
Казалось бы, комментарий исчерпывающий и от первого лица. Но мы не успокоились и позвонили исполнителю роли генерала Шарапова Сергею Шакурову: он родился в Москве и не мог не читать «Вечернюю Москву».
— Конечно, я читал и читаю вашу газету. Представить жизнь москвича в 1970-е годы без «Вечерки» невозможно. Газета была частью нас, поэтому Сергей Снежкин ее упоминает, причем только ее одну из всех газет. Снежкин создавал образ Москвы, используя главные атрибуты того времени. В сцене, которую вы имеете в виду, участвуют молодые люди, которые никак не могли занимать столь высокие посты, как пост главного редактора ведущей газеты.
Поэтому тот человек не имеет никакого отношения к реальному главному редактору «Вечерки». Да и зачем искать сходства? Осталось узнать лишь мнение следователя Тихонова — Михаила Ефремова.
— А если бы так поступили с вашим отцом Олегом Ефремовым?
— Вы спрашиваете мнение у «вишенки на торте». Ничего путного эта вишенка вам не скажет: к этому случаю я не имею отношения. Какой текст мне дают читать, тот и читаю. Если не прочитаю — снимут с роли.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Зайцева, сотрудник «Вечерки» с 1967 по 2009 год:
— Прошло 28 лет с тех пор как не стало Семена Индурского и не было ни одного случая, чтобы те, кто работали с ним, не пришли 15 января поклониться его могиле. Он был интеллигентнейшим человеком, и допустить мысль о возможном его участии в том непристойном, что показали в фильме, невозможно. Он был предан своей семье: жене, дочке, внуку. И вот еще о чем нельзя забывать: из главных редакторов крупных газет Индурский был единственным евреем и к нему, возглавляющему газету горкома партии и Моссовета, всегда было повышенное внимание.