Не стало удивительной женщины и актрисы - Нины Архиповой

Развлечения
Если бы давали призы за обаяние, Нина Николаевна не знала бы, куда их деть. Оно было в ней от природы – огромное, невероятное, солнечное. Было и осталось. Теперь – как воспоминание. Первого мая Нина Николаевна отметила бы очередной день рождения...

Нина Архипова была не просто актрисой, а частью атмосферы театральной Москвы. Той атмосферы, которая, думается, канула уже безвозвратно. Ей повезло – она застала и стала частью невероятно сложной, из разных кусочков ткани сотканной, но все же единой материи под названием «театр», которым мы имели полное право гордиться, которым поражали иностранцев и по которому тоскуем.

Она родилась в Омске, с детства была очень музыкальна, но документы подала сразу в несколько вузов – на невероятно престижный в ту пору юрфак МГУ и все пришедшие в голову театральные студии – в Малый, Вахтанговский и ГИТИС. Ее взяли везде... Бродя по Москве, она прислушивалась к себе и пыталась принять верное решение. По уму – конечно, юрфак. Это фактически гарантированное спокойное будущее, профессия, которая куда меньше зависит от случая. А по сердцу... Она поступила как настоящая женщина: поняв, что правильным выбором будет решение об обучении в МГУ, отправилась... в «Щуку». И не пожалела об этом ни разу.

...Цецилия Мансурова, знаменитая, царственная, великая – любила театр больше жизни и служила ему всей душой. Для прелестной Ниночки Мансурова была невероятным авторитетом. И она не просто слушала свою именитую наставницу, она внимала ей. Поэтому любовь к театру вошла в ее кровь и душу, стала ее вторым, если не первым, «я». Архипова благоговела перед магией театра. Было бы иначе, она не играла бы так.

...Ноги у нее подгибались от страха, когда она сделала шаг на сцену впервые. Ниночка была еще студенткой. Но занавес остался позади и страх пропал. Она играла в «Сирано де Бержераке», «Синем платочке», а потом в «Мадемуазель Нитуш» - блистательном мюзикле Ф.Эрве. Роли были некрупные, но относилась она к ним всерьез – как всегда относилась всерьез к тому, что играла. А рядом на сцене были настоящие звезды. Она заворожено смотрела на Людмилу Целиковскую и Галину Пашкову, знала наизусть их тексты и втайне мечтала, что когда-нибудь, может быть, она сыграет в «Нитуш» Денизу – ту, в которой так блистали обожаемые ей звезды.

Рубен Симонов с интересом смотрел на юную актрису. И решил рискнуть. В 1946 году Нина Архипова вышла на сцену в роли Денизы. Успех был оглушительным. Она была счастлива, но недолго – сомневающаяся, предельно строгая к себе Архипова теперь пыталась играть еще лучше, еще выше и еще глубже. И это абсолютное отсутствие звездности осталось с ней до последнего ее дня. Находясь рядом с ней, можно было чувствовать лишь теплоту, но никак не высокомерное сияние звездной величины.

Лиричная, хохотушка, с невероятным чувством юмора и самоиронии, Архипова быстро стала любимицей публики. Ей верили, а что еще нужно актеру? Роли «пошли косяком» - главная в «Новогодней ночи», служанка в «Соломенной шляпке», Зоя из тургеневского «Накануне» - она везде была разной, но абсолютно естественной, потому зал аплодировал ей бесконечно и искренне.

Любовь пришла в ее жизнь неожиданно. Борис Горбатов – известный писатель, авторитетный человек - бесконечно любил ее. Но жизнь куда прихотливее любого театрального сценария. Перейдя на работу в театр Сатиры, Нина Николаевна встретила Георгия Менглета. Сначала ей казалось, это просто работа, просто совместная работа, ничто больше. Но сердце нельзя обманывать долго. Она вышла за него замуж. Это и была та любовь, которую ждут женщины и о которой грезят всю жизнь, дар свыше. Они были совершенно удивительной парой. Парой, излучавшей свет...

Режиссеры любили Архипову. В случае с ней никогда нельзя было дойти до дна: казалось, она играет на пределе возможностей, но в следующей роли она раскрывалась еще глубже, еще удивительнее. Она могла быть лиричной, а потом – резко-характерной. Смешливой и легкой, и тут же – наполненной драматизмом. Только такая актриса могла сыграть Хэзиону Хэшэбай в знаменитой пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Это была удивительная роль... Образ Хэзионы вообще загадка для многих. Слишком много в ней драматизма и внутреннего огня, не всякому удавалось понять ее. Архипова – поняла. Может быть только потому, что сама была удивительной женщиной.

... Много позже премьерного 1962 года я видела однажды, как Архипова смотрела этот спектакль в театре имени Ермоловой. Она проживала жизнь Хэзионы еще раз – даже в зале другого театра. И лицо ее - не забыть...

Один из самых великолепных спектаклей «Сатиры» - это, безусловно, «Проснись и пой». Он собрал на сцене лучших из лучших. И, конечно, Менглета и Архипову. Ее Эржи была просто уникальной. И песенка, исполняемая Ниной Николаевной, прелестная, легкая и умная «Что с тобою, милый Пишта, что с тобою?» стала «их» песенкой, их «визиткой» - замечательной иллюстрацией их удивительной пары.

Совсем другой была Архипова в «Гнезде глухаря». Куда девался ее внутренний свет, откуда бралась такая щемящая сломленность, так отчетливо сыгранная и прожитая «треснувшая» душа? Или синьора Флора из «Это так» - поставленная волей судьбы в совершенно иные обстоятельства, но сохраняющая целостность души даже в страшном, чудовищном мире лживых масок...

Оценило Архипову и кино. Увы, не так, как хотелось бы. Она сыграла в фильмах «Наше сердце», «Ох уж эта Настя!», а потом, вместе с Тениным, в телеспектаклях о Мэгрэ – она была его очаровательной супругой, которая запоминалась своей мягкостью и верностью...

У нее было много блестящих партнеров по кино и театральной сцене. Но ее счастьем были дети и Георгий Менглет. Она очень тяжело перенесла его уход, но не сломалась. Пару Архипова - Менглет связывали особые отношения и с редакцией «Вечерней Москвы» - они стали «крестными» газеты «Сударушка», которую много лет выпускал концерн «ВМ».

Фото: Московский академический театр сатиры

... В последние годы она много болела. И все равно уход Нины Николаевны стал неожиданным. Так захлопывается окно в прошлое. И возникает ощущение, что дышать стало трудно...

Удивительная женщина, удивительная актриса, удивительная судьба. Ни забыть, ни заменить ее невозможно. Светлая память.

amp-next-page separator