Ирина Скобцева: «Мы уже никогда не расстанемся…»
Сын – известный режиссер и давно уже не мальчик. Полтинник уже, однако! Но она звонит ему, как ребенку, чтобы узнать – здоров ли, все ли нормально. Да, утром говорил, что все хорошо. Но ведь уже день. Мало ли…
Она тревожится не просто так, и вовсе не потому, что ей – 90. И Федор Бондарчук это прекрасно понимает. Его маму, Ирину Скобцеву, мало кто видел в слезах, она не пустила в сердце отчаяние даже тогда, когда ушел – сгорел буквально – ее муж, великий режиссер Сергей Бондарчук. Вместе с Федором она как-то… нет, не пережила, но как-то смогла жить потом, после смерти Алены, дочери, сестры Федора. И от этого пережитого и тревожно. Но ведь на все хватает сил…
Несмотря на потери, она не растеряла чувства юмора. Ее и сейчас трудно назвать вдовой. Они прожили с Бондарчуком 35 непростых, но наполненных любовью лет. И сейчас ее жизнь наполнена Бондарчуком. Она помнит все детали, все тонкости его биографии. Познакомились они на съемках «Отелло», в 1955-м. Там же обвенчались. По-настоящему. Бондарчук сказал ей тогда: «Мы теперь никогда не расстанемся». Она и не расстается с ним до сих пор.
Сергей Бондарчук действительно буквально сгорел после того, как, сняв свой последний фильм «Тихий Дон» с западными продюсерами, смонтировал ленту на итальянской студии, после чего потерял его: продюсеры обанкротились, весь отснятый материал оказался в сейфе, в банке. Но это была его жизнь. Скобцева вспоминает: «Он говорил, что не смог похоронить отца, маму, сестру, что не видел, как выросли его дети, потому что всю свою жизнь подчинил вот этому, этой иллюзии кинематографа. Правильно ли он жил?» - и отвечает тут же: «Наверное, правильно».
Яркая актриса, ярчайшая женщина, Скобцева будет оставаться в тени своего мужа. И даже будет отказываться от многих предлагаемых ей ролей, чтобы выполнить обещанное – никогда не расставаться. Алена и сын Федор родятся во время съемок Бондарчуком «Войны и мира». Ирина успевала все: играла роль Элен в киноэпопее, рожала детей, занималась домашними делами, делала все, чтобы он, ее Сергей, мог восстанавливаться, отдыхать. И была рядом, когда несмотря ни на что он, переработавший на съемках, пережил клиническую смерть…
Она оставалась рядом, когда его «попросили» из Союза кинематографистов, когда не давали снимать, проклинали и ненавидели. И поддержала его, когда согласился работать с западными продюсерами. Была рядом и тогда, когда он, советский на все сто процентов, первым решил попробовать работать с продюсерами – причем западными. А они разорились, и фильм арестовали, о чем уже говорилось. И Скобцевой, ее детям и его настоящим друзьям понадобится десять лет после смерти Сергея Бондарчука, чтобы вернуть-таки фильм, его «Тихий Дон», в Россию. Это все будет сделано ради него. Ради памяти. И того самого, когда-то данного слова…
Фильм об изумительной женщине и таланте, о потрясающей актрисе и просто маме, о лирической героине и истинном стоике смотрите на Первом канале 26 сентября, в 10:15. Об Ирине Константиновне Скобцевой будут говорить Федор Бондарчук, Тата Бондарчук, Маргарита Бондарчук, Вера Бондарчук, Константин Крюков, Никита Михалков, Сергей Гармаш, Ольга Слуцкер, Галина Волчек, Сергей Безруков и др.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!