Хитроумная дурёха
Но пренебрегая запретом и опасностью, Лопе тайком возвратился в столицу, чтобы похитить даму сердца и тайком жениться на ней. Правда, вовсе не ту, из-за которой пострадал, а совсем другую.
Вот они – испанские безумства!
Все перипетии романтической жизни Де Вега отражены в пьесах, коих до нас дошло 426. Среди них – «Дурочка», датированная 1613 годом, сохранившаяся в авторской рукописи пребывающей в Национальной библиотеке Мадрида. «Дурочка» появилась в период наивысшего расцвета творчества драматурга. И изюминка пьесы в том, что свойственное де Вега динамичное развитие сюжета в «Дурочке» идет еще и параллельно с быстрым развитием характера главной героини, которая меняется на глазах, из глупой дурынды становясь весьма хитроумной и сообразительной барышней.
Вот что с девицами делает любовь!
Ироничное изобличение нравов, мало, кстати, изменившихся за прошедшие 400 лет, сделали пьесу вечной.
Вот к ней-то и обратился на излете сезона Театр на Покровке: режиссер Петр Орлов затейливо и весело рассказывает о любовных приключениях двух сестер на выданье.
Испанский дворянин Октавьо (внушительный, громогласный Александр Борисов – настоящее украшение спектакля, чем-то в этой роли неуловимо напоминающий великого Юрия Толубеева), выдает замуж девиц Нису и Финею. Ниса славится умом и начитанностью (Катарина Погорелова, сексуальна и загадочна – настоящий скрытый вулкан чувств). Но все семейное богатство наследует ее глупенькая сестра Финея (не уступающая «сестре» в обаянии и энергетике Владислава Ермолаева).
Конечно же, на огромное богатство «дурочки», как на огонь, слетаются мотыльки-женихи.
Провинциальный благородный идальго Лисео (Андрей Сумцов), претендующий на руку Финеи, обнаружив, что ему подсунули глупышку, срочно влюбляется в Нису. Каково?! В свою очередь, ухаживающий за Нисой бедный поэт Лауренсьо (Никита Кондратенко), узнав, что за «дурочкой» дают приданного много больше, решает переключиться на Финею. Аккомпанируют им в погоне за сердцами красавиц Дуардо (Алексей Терехов) и обещающий стать «комиком всех времен и народов» Евгений Булдаков (Фенисо), в этом спектакле щедро наградивший своего безумного героя гипсом на ноге и руке.
С этих «высоких отношений» и начинается череда откровенно смешных событий.
В пьесе, которая хорошо известна зрителю и ставилась в театрах чуть ли не всех стран мира, конечно, любопытнее всего свежие режиссерские находки, которые предлагает Петр Орлов.
Забавен вид Дяди (Валерий Ненашев), с церемонии погребения которого начинается спектакль, но который весьма живо и непринужденно вещает нам свою волю из рамы огромного семейного портрета. Контроль и еще раз - контроль!
Присутствуют и неизменные испанские безумства, куда ж без них?! Тут и бешенные скачки на невидимых лошадях. И церемонные умопомрачительные поклоны с щелкающими каблуками. И возвышенная, парящая над грешной землей Ниса, передвигающаяся не иначе как по подставляемым ей ухажерами кованым табуретам, не касаясь земли. И уносящийся вдаль на своем невидимом глазу Росинанте Дон Кихот! И трусящий за ним на невидимом осле Санчо Панса… Испания! А чего стоят зажигательные испанские пляски под звуки кастаньет, которым сестер обучает учитель танцев Михаил Сегенюк, внесший и в этот спектакль живую утонченную ироничную ноту. Хороши и обе служанки сестер – Селья (Анастасия Бухарцева) и Клара (Анна Горох), следующие по пятам своих барышень, и попутно ловко устраивающие свои собственные судьбы.
«Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны». Влюбившаяся не на шутку, Финея умнеет на глазах, из «дурочки» превращаясь, по меткому выражению своего отца, в «хитроумную дуреху». Которой, в итоге, удается провести даже его, воробья стреляного.
Отдельного упоминания достойно хитроумное световое решение спектакля (художник Владимир Боер), воспроизводящего на стенах театра виды Мадрида с его уютными, заросшими цветами двориками.
Авторам спектакля Театра на Покровке вполне удалось воспеть женское и мужское начало, без которых не может в итоге родиться никакого человеческого счастья. А зрители поучили новую энергичную комедию, для озорных и молодым духом.