Фрагменты балета «Concerto DSCH» Алексея Ратманского в Мариинском театре. / Фото: Михаил Садчиков-младший

Ратманский привез в Россию маленький шедевр на музыку Шостаковича

Развлечения

В недалеком прошлом главный балетмейстер и художественный руководитель Большого театра, а нынче главный хореограф Американского театра балета, 44-летний Алексей Ратманский 4 и 5 июля представил на сцене Мариинского театра российскую премьеру одноактного балета «Concerto DSCH» на музыку Второго фортепианного концерта Дмитрия Шостаковича.

Впервые этот удивительно оптимистичный, светлый балет Ратманский увидел свет в 2008 году в версии артистов New York State Theater. Затем хореограф перенес свою постановку в Ла Скала. И вот решился воплотить его в городе Шостаковича (кстати, и в городе Ратманского: Алексей хоть и провел детские годы в Киеве, стал знаменитым в Москве, но родился в августе 1968 года в Ленинграде).

Наши питерские корреспонденты побывали на так называемом «генеральном прогоне» российской премьеры на сцене Мариинки-2.

… Ровно в полдень, стремительно появившись в зрительном зале вместе со своей супругой, в прошлом прекрасной балериной, а ныне ассистентом хореографа Татьяной Ратманской, а также художник по свету Марком Стенли и художник по костюмам Холли Хайнс, исполняющим обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрием Фатеевым, знаменитый хореограф решил посмотреть сразу два состава. В первом на сцену вышли: Екатерина Кондаурова, Андрей Ермаков, Надежда Батоева, Александр Сергеев, Василий Ткаченко, а также артисты кордебалета. В отсутствии маэстро Гергиева, который сейчас на XXI Международном «Гергиев-фестивале в Миккели» в Финляндии (4 июля там – концерт к 100-летнему юбилею «Весны священной» Игоря Стравинского), за пульт оркестра Мариинского театра встал Михаил Агрест. Партия фортепиано, важнейшая в этом концерте, досталась Дмитрию Румянцеву.

Когда пролетели 26 минут одноактного балета, хотелось крикнуть «браво», настолько легко и непринужденно солисты и кордебалет справлялись со своими сложнейшими партиями. Казалось, время повернулось вспять, и на дворе конец 50-х, время оттепели, надежд, свершений. И мы снова видим тех простых советских ребят, что хотели через каких-нибудь двадцать лет построить коммунизм в отдельно взятой стране, а затем и во всем мире. Как тронул этот балет ностальгические чувства тех, кто грустит не просто о потерянной стране СССР, а по подлинным ценностям, позитивному взгляду на мир, по разлитому в воздухе Москвы счастью… Второй концерт Шостакович написал в 1957 году на 19-летие сына Максима. Тогда, во времена всеобщей эйфории, во время Московского фестиваля молодежи и студентов, казалось, что навсегда позади все плохое, а не горами светлое будущее. Даже песня тогда не только строить и жить, но и находить свою единственную любовь помогала (в ткани Второго концерта легко обнаружить аллюзии с советскими пионерскими песнями).

Поблагодарив петербургских артистов, Ратманский столь же легко взлетел на сцену и с помощью жены Татьяны начал «расшифровывать» свои впечатления: тут же вносить коррективы, что-то уточнять. При этом никакой взвинченности: легкий, приятный тон, желание не одернуть молодого артиста, а тут же показать ему, как это нужно сделать. 10-15 минут продолжался этот мастер-класс на сцене, и подуставшие солисты смотрели на Ратманского не просто с уважением, а с восторгом, потому что так, как Алексей, объяснить и показать, мало кто сумеет…

То ли от того, что был весь поглощен предстоящей премьерой, то ли оттого, что мир балетный нынче настолько наэлектризован и взрывоопасен (явно не избежать разговоров о череде конфликтов в Большом театре, о судьбе Николая Цикаридзе!), Ратманский в этот раз отказался от живого общения со СМИ. О своем новом проекте хореограф рассказал в официальном пресс-релизе: «Я очень рад, что «Concerto DSCH» войдет в репертуар Мариинского театра. Этот балет не имеет литературного сюжета и декораций. Это портрет музыки и, в некоторой степени, портрет труппы Нью-Йорк Сити Балета, для которой он был поставлен в 2008 году. Я не изменяю хореографию, но, конечно, балет трансформируется в новом исполнении. С артистами Мариинки мы хорошо знакомы, это ведь уже мой седьмой балет на прославленной сцене. После сюжетных многоактных спектаклей, с удовольствием работаю с этими чудесными артистами над чисто танцевальной композицией. И с нетерпением жду премьеры в родном городе Шостаковича».

В то время как Ратманский продолжал «разбор полетов» на сцене, на вопросы СМИ ответил и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра Юрий Фатеев. Он восхитился «абсолютно невероятным музыкальным и хореографическим темпом этого захватывающего спектакля». Он рассказал, что название балету «подарили» инициалы композитора в немецкой транскрипции, записанные обозначениями названий нот (D. Sch.). Затем собеседник напомнил, что на музыку Шостаковича Ратманский поставил уже несколько балетов: («Светлый ручей», Большой театр, 2003; «Болт», 2005, Большой театр; New York City Ballet в 2008 - «Concerto DSCH»; на музыку Второго фортепианного концерта, в ABT (Американском театре балета) в 2012 — «Девятую симфонию», в мае этого года в репертуаре ABT появились два новых балета Ратманского на музыку Первого фортепианного концерта и Камерной симфонии для струнного оркестра). Юрий Фатеев подчеркнул, что Мариинский театр первым по-настоящему заметил и оценил талант Ратманского-хореографа, еще в 1998 году предложив поставить три балета - «Поцелуй феи», «Средний дуэт» и «Поэма экстаза», и с тех пор их творческие отношения не давали повода усомниться в неискренности. Сегодня в Мариинке идут три полнометражных сюжетных балета Алексея Ратманского: «Золушка», «Конек-Горбунок» и «Анна Каренина» (два первых были поставлены специально для Мариинского). С появлением Новой сцены Мариинского театра появились и большие возможности перенести в Петербург и другие жемчужины Ратманского, а также начать работу над новым оригинальным проектом, мировой премьерой. И хотя Ратманский нынче живет и плодотворно работает в Нью-Йорке, его творческий путь распространяется от Австралии до Бразилии, двери в Мариинский театр для него всегда открыты…

На вопрос корреспондента «Вечерней Москвы», как смотрится петербургская версия спектакля на фоне нью-йоркской и миланской, Юрий Фатеев ответил так:

- Мне кажется, что любой спектакль, даже в исполнении одних и тех же артистов, отличается от другого. Сегодня у артиста одно настроение, завтра – другое, и сегодняшний спектакль не повторится назавтра. Даже если мы в Мариинке танцуем балеты Баланчина, мы танцуем их не так, как труппа Нью-Йорк Сити Баллет. Я не говорю: хуже или лучше, просто мы обнажаем свою школу, индивидуальности наших артистов. В премьерном спектакле 4 июля в спектакле Ратманского заняты лучшие молодые артисты Мариинского театра: Катя Кандаурова, Андрей Ермаков, Надежда Батоева, Александр Сергеев, Василий Ткаченко и молодежный состав нашего кордебалета. Нам радостно, что им сегодня под силу справляться со сложнейшей техникой, которую предлагает Алексей Ратманский.

Между тем, Ратманский, отпустив первый состав готовиться к вечерней премьере, пригласил на сцену второй состав (не менее интересный и звездный!), и все началось по-новой…

amp-next-page separator