Афиша чемпионата. Не только футбол. 8 июля
Россия потерпела поражение. Это свершившийся факт. Но четвертьфинала – это уже неплохо. Счет матча вовсе не разгромный, а игра российской сборной была вполне достойна уважения. Ну не угадал Акинфеев, в какую сторону будет пробивать Ракитич. Будут еще чемпионаты. Не утонет в речке мяч. Просто надо готовиться и… подготовиться. «Среди беспорядка найдите простоту; среди раздора найдите гармонию; в трудности найдите возможность», как говорил старина Эйнштейн.
Неубедительно? Тогда так: «Человека нельзя считать неудачником до тех пор, пока он не обвиняет в своих неудачах других». (Джон Барроуз)
А мы никого не обвиняем. Мы просто конструктивистки учтем ошибки, проанализируем неомодернистские стороны нашей игры, сделаем футуристические выводы. Вообще любая мелочь может оказаться важной: может дизайнера, который форму придумывал сменить надо. Кто знает?
Все еще не помогло? Тогда по-простому: валерьянки, завтракать и переключаться на что-то позитивное.
И, кажется, я нашла место для завтрака, которое как нельзя лучше подходит для постепенного приведение к балансу нашего общего душевного состояния. Это кафе «Бобры и утки», рядом с памятником А.С. Грибоедову, на площади Мясницкие Ворота. Вы только прочтите их миленький рекламный текстик на их сайте:
«Вам весело? Грустно? Вам просто не спится? Мир плох! - вы считаете - Правят тупицы? Вам хочется чуда? - Вам надо напиться в доме, который построил Бобер! На Чистых воздвиг он его. Рек: Сгодится! Пусть стряпает утка! Плевать, что не птица! С тех пор утка кормит, народ веселится в доме, который построил Бобер. И каждый находит, кто отдых, кто шутку, кто супчик «Том Ям», кто куриную грудку, кто просто друзей и прекрасные лица в доме, который построил Бобер».
«Бобры и утки» - это маленькое кафе из двух залов — в эдаком дачном стиле: с антресолями, заставленными книжками и винными бутылками и цветочными горшками, которые выставляют на зарезервированные столики. Нарочитая простота сочетается с трогательной заботливостью.
«Бобры и утки» работают круглосуточно, так что завтрак можно заказать уже с четырех утра, а по выходным – аж до четырех вечера.
В меню блюда европейской, корейской, тайской и японской кухонь. Например, вы можете заказать салат Ном бо тай (томат, свежий огурец, красный лук, обжаренная говядина, острый соус), дорадо на гриле, удон с говядиной, свиную рульку и многое другое.
Каждый четверг – а изредка и в другие дни – тут проходят выступления музыкантов в камерном формате.
Стало намного легче, правда? Теперь шаг второй. Нечего нам с вами делать в Москве: игр нет, а повсюду улыбающиеся фанаты еще участвующих в чемпионате клубов.
Давайте выберем направление, от Москвы, разумеется. Нас ждет смена обстановки, новые впечатления и пополнение интеллектуальной корзины потребителя.
Если вы не расположены уезжать слишком далеко от столицы, то можем отправиться в гости к Юсуповым в усадьбу Архангельское.
Дворец в Архангельском – сердце старинной подмосковной усадьбы, композиционный центр обширного дворцово-паркового ансамбля. Это выдающийся памятник архитектуры классицизма и в то же время редкий образец частного аристократического художественного собрания, уцелевшего в своем историческом окружении и устроенного согласно владельческому замыслу.
Важнейшую роль в создании Дворца сыграли владельцы усадьбы из плеяды «русских европейцев» эпохи Просвещения. Князь Николай Алексеевич Голицын, выпускник Страсбургского университета, путешественник и дипломат, в конце XVIII в. решил придать вотчине своих предков новый блеск и размах. В 1780 году в Париже князь приобрел проект архитектора Герна: его воплощением стал Дворец в Архангельском.
Когда Голицын скончался. Вдове князя пришлось продать имение. В октябре 1810 г. Архангельское стало собственностью князя Николая Борисовича Юсупова.
Николай Борисович Юсупов – государственный деятель, дипломат, первый директор Эрмитажа и многое другое.
«…Один все тот же ты. Ступив за твой порог, Я вдруг переношусь во дни Екатерины. Книгохранилище, кумиры, и картины, И стройные сады свидетельствуют мне, Что благосклонствуешь ты музам в тишине, Что ими в праздности ты дышишь благородной. Я слушаю тебя: твой разговор свободный Исполнен юности. Влиянье красоты…».
(А.С. Пушкин «К вельможе» - написано под впечатлением от посещения Архангельского и бесед с хозяином имения.)
Князь Николай Юсупов занимал важные посты при четырех царственных особах. Но его любимицей всегда оставалась Екатерина II , в честь которой он построил в парке храм-памятник.
Государственные посты, занимаемые князем, позволяли непосредственно влиять на развитие национального искусства и художественных ремесел. Николай Юсупов — основатель знаменитого родового собрания: коллекция картин (свыше 600 полотен), скульптур, произведения прикладного искусства, книг (свыше 20 тыс.), фарфора, основную часть которого разместил в усадьбе.
На склоне дней Юсупов сделал Архангельское своей любимой резиденцией. В 1810–1820-х гг. князь завершил создание ансамбля усадьбы и постройку Дворца, насытил его художественное убранство произведениями искусства и раритетами.
Скончался во время знаменитой эпидемии от холеры в Москве, в собственном доме в приходе церкви Харитония в Огородниках.
Московский дом Юсупова по адресу Харитоньевский переулок тоже достоин пары-тройки абзацев вашего внимательного чтения.
Юсуповский дворец - одно из старейших зданий Москвы. По семейной легенде, в XVI в. в этих местах чернел лес, в котором любил охотиться Иван Грозный. Однажды, переезжая речку Черногрязку, он зацепился за ветку - и с головы упала шапка. Суеверный царь счел это знаком и решил на этом месте построить себе охотничий домик, названный Сокольничим дворцом.
Как писал в мемуарах последний из рода Феликс Юсупов (ставший знаменитым как участник убийства Распутина), Сокольничий дворец возвели Постник и Барма - те же зодчие, что создали храм Василия Блаженного на Красной площади.
Сокольничий дворец царь якобы повелел соединить подземным ходом с Кремлем, что позволяло Грозному «из-под земли» появляться перед подданными. Родители Феликса, князь Феликс-старший и Зинаида Николаевна, во время ремонта дворца в 1891 г. будто бы обследовали подземный ход и нашли в нем несколько скелетов, прикованных цепями к кольцам, заделанным в стену.
В короткое правление императора-подростка Петра II дом, отнятый у любимца Петра I барона Шафирова (Меншиков отправил его в ссылку), перешел к Юсуповым. С тех пор до самой революции 1917 г. дворец принадлежал им.
Сегодня это один из самых молодых музеев Москвы. В отреставрированном Тронном зале висят портреты обоих Петров, благодаря которым дворец и стал Юсуповским.
Николай Борисович Юсупов любил свой московский дом. Если верить легенде, этот неуемный донжуан устроил здесь сераль для двух десятков крепостных девок - самых пригожих лицом. В Харитоньевском он держал избранных. Главный же его гарем в Архангельском насчитывал около трехсот любовниц: таково число портретов девиц Юсупова - а он непременно запечатлевал на холсте каждую удостоившуюся его благоволения.
Феликс Юсупов был последним из семьи, кто побывал в московском дворце. В 1919 г., когда Юсуповы скрывались от большевиков в Крыму, он со слугой тайно приехал в столицу, посетил Харитоньевский и запрятал клад с фамильными драгоценностями. А отыскали его случайно - в нише первого этажа (где сейчас расположен музейный гардероб). Кроме множества золотых вещей были скрипка работы Страдивари и украшения из собрания семьи Романовых, подаренные к свадьбе Феликса-младшего с Ириной, племянницей Николая II. После этой находки дворцовые стены буквально искрошили, но в двадцати других тайниках ничего не нашли.
Вернемся в усадьбу Архангельское. Дворец, переживший невзгоды войны 1812 года и пожар 1820 года, обустраивался сообразно своей главной функции: это парадное пространство для приема гостей и демонстрации произведений искусства.
В дальнейшем усадьба Архангельское оставалась предметом гордости нескольких поколений семьи Юсуповых, а Дворец – символом юсуповских владений. Последней владелицей Дворца и усадьбы вплоть до Октябрьской революции была княгиня Зинаида Николаевна Юсупова.
В 1918 году национализированная усадьба Архангельское стала музеем, который впервые принял посетителей в 1919 г.
В открытых после реставрации 2000-х гг. залах первого этажа, насколько это возможно, состав интерьерных ансамблей соответствует историческим описям периода расцвета усадьбы и дает представление о замысле князя Юсупова по размещению художественных коллекций.
Отдельно стоит рассказать о парке усадьбы Архангельское. Архитектурно-парковый ансамбль возник в период расцвета в России стиля классицизм, черпавшего основные понятия о красоте в искусстве античности. Парк рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н. Б. Юсуповым постоянно совершенствовался. Это одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII – начала XIX столетия. По композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. Cтрогая логика и равновесие в архитектуре и композиции парка роднят Архангельское с итальянскими садами эпохи Возрождения и французскими регулярными парками, а его пейзажные рощи кажутся набросками кисти английского ландшафтного архитектора.
Еще одна жемчужина Архангельского – театр середины 18 века, который входит в число немногих существующих в мире старинных театров, не затронутых позднейшими реконструкциями. До наших дней дошли не только элементы убранства зрительного зала и театральной машинерии, но и подлинные декорации Гонзаги, не сохранившиеся более ни в одном из европейских театров.
В конце XIX века в дни празднеств в Архангельском на подмостки усадебного театра выходили известные артисты. Заметным событием стали торжества 1896 года в честь Николая II: в большой музыкальной программе участвовали оперные знаменитости – шведская примадонна Сигрид Арнольдсон и итальянский певец Анджело Мазини. Наряду с концертными номерами была представлена опера Фелисьена Давида «Лалла Рук» на сюжет восточной поэмы Томаса Мура, но декорации Гонзаги не использовались – историки театра считали их в этот период утраченными.
Сегодня в музее-усадьбе «Архангельское» проводятся ремонтно-реставрационные работы. Для посещения открыты парадный двор, парадные залы Дворца на 1 этаже, террасы парка Французский сад, храм-памятник Екатерине, боскеты регулярного сада, Пушкинская аллея.
А теперь подробно изучим постоянную экспозицию Дворца - «Амурову залу».
Как уже говорилось ранее, князь Николай Борисович Юсупов был горячим поклонником живописи и скульптуры. Именно он сформировал начало коллекции для Эрмитажа. Поговаривали, что его коллекция похожа на собрание для Зимнего дворца, но только… лучше.
В 1830-х годах после кончины вельможи-коллекционера многие произведения, украшавшие Архангельское, были перевезены по воле его сына Бориса Николаевича в Петербург, в новый дворец Юсуповых на набережной Мойки. В их числе были и произведения из «Амуровой», сохранившие статус ценнейших фамильных сокровищ. К сожалению, они не вернулись в Архангельское. «Амур и Психея» Кановы в настоящее время находятся в петербургском Эрмитаже.
Прославленную скульптурную группу в XIX веке воспроизводили в уменьшенных копиях. Одну из них мы видим на консольном столе между окон, но она дает лишь самое общее представление о композиции.
Произведения искусства, составляющие убранство зала, представлены как музейная экспозиция, посвященная французскому искусству XVII—XIX веков. Принципы размещения соответствуют историческим традициям: парные скульптуры подчеркивают симметрию в интерьере, центр отдан живописи большого формата. На главной стене—полотно Габриэля Франсуа Дуайена «Андромаха защищает Астианакта» по сюжету из «Илиады» Гомера, образец классицизма 1760-х годов.
Большой редкостью являются работы французских мастеров XVII столетия. На правой стене - крупное полотно «Жертвоприношение Ифигении», основанное на мифах Троянского цикла. Это единственная в России работа Жана Тасселя. Рядом вверху -поэтичная композиция Шарля Альфонса Дюфренуа «Ринальдо и Армида». В ней оживает эпизод из поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим».
С галантным стилем рококо связано искусство Франсуа Буше, автора картины 1736 года «Испуганная купальщица». Она находится на правой стене в центре внизу. Тема, заимствованная из озорной сказки Лафонтена, воплощена в грациозной камерной композиции.
Значительными работами представлены также пейзажисты Клод Жозеф Верне, Пьер Жак Волер, мастер натюрморта Жан Луи Прево, портретисты Жан Лоран Монье и Элизабет-Луиза Виже-Лебрен.
Кстати, о неудачах и горестях. У кого они были, так это у семьи Юсуповых. Они действительно были богаты, успешны, любимы, но счастье семьи омрачало проклятие, преследовавшее род больше двух столетий. Дело в том, что в каждом поколении семьи умирали дети. Юсуповы заметили: умирают все, кроме единственного наследника. Причем никто из умерших не преодолевает возраста 26 лет. Эту зловещую закономерность Юсуповы осознавали, как наказание за грех одного из предков.
По легенде Абдул-Мурза, правнук хана Ногайской орды Юсуфа (от него и фамилия), сменил ислам на православие. Говорят, сделал он это не вполне добровольно. Принимая в своем доме царя Федора Иоанновича и патриарха Иоакима во время Великого поста, он угостил их под видом рыбы гусем. Патриарх нахваливал «рыбу», а Абдул-Мурза - своего повара, искусно замаскировавшего гуся под рыбу. Из-за этого кощунства гнев царя и патриарха был беспредельным. Шутник долго думал, как загладить вину. И надумал: перешел в православие, получив при крещении имя Дмитрий. С тех пор все Юсуповы - православные и русские. Да только ногайская колдунья будто бы прокляла вероотступника (по другой версии, род Юсуповых проклял сам пророк Мухаммед, явившийся Абдулу-Дмитрию во сне).
Проклятие стало сбываться. Дошло до того, что Зинаида Ивановна Нарышкина, невестка того самого Николая Борисовича, похоронив первенца и узнав о родовом проклятии, отказалась «рожать мертвецов» - пусть, мол, Борис Николаевич «брюхатит крепостных девок». Единственный выживший сын Николай оказался последним настоящим Юсуповым: у него выжила лишь дочь Зинаида, а внук Феликс-младший получил фамилию матери только по высочайшему соизволению, дабы не пресекся славный род.
Как жить и размножаться в такой обстановке? Мне кажется, что в таких случаях работает только природная сила… воли.
Легенды легендами, а жизнь здесь и сейчас. Не думайте, что в Архангельском все архаично и дореволюционной пылью покрылось. Кроме периодически проходящих альтернативных выставок и мероприятий, в этом году в усадьбе Архангельское проходил фестиваль Усадьба Джаз. Это музыкальный фестиваль под открытым небом, где исполнители представляют поклонникам музыки соул-композиции, джаз, фанк, лаундж и многие другие. В среднем, Усадьба Джаз привлекает к себе внимание от 5 до 7 тысяч меломанов за один фестиваль.
Джаза не будет? – разочарованно всплеснете руками вы. Да словосочетание «Усадьба Джаз» положено в этом году написать в совершенном времени. Но есть места, где джаз ежедневен, а если повезет – совершЕнен. Давайте же со всем почтением попрощаемся с вельможными хозяевами усадьбы Архангельское и вернемся в Москву, чтобы поужинать и послушать высококлассную музыку в Джазовом клубе «Эссе» на Новокузнецкой.
Клуб «Эссе» — один из наиболее популярных джазовых клубов Москвы. В «Эссе» можно встретить «звезд» не только на сцене, но и за столиками ресторанного зала. После недавней реконструкции звук стал на порядок лучше, оба зала уютнее и удобнее для слушателей.
Клуб гордится богатством своей музыкально-стилистической палитры. Ни один именитый зарубежный гастролер не обходит своим вниманием джаз-клуб «Эссе».
8 июля клуб представляет вниманию программу ELLIOTT MUNNERLYN (ВОКАЛ, США) И ТРИО ОЛЕГА БУТМАНА. Это проект известного моcковского барабанщика Олега Бутмана. В программе прозвучат мировые хиты в оригинальном исполнении специально приглашенных гостей.
Эллиотт Маннерлин - энергичный вокалист, шоумэн, композитор и автор песен. Его концерты завоевали сердца многих. У Эллиотта мощный чувственный голос. Эллиотт работал со многими известными исполнителями, такими как: Chic, Toni-Tone-Tony, Sascha, Angie Brown, Day 26 Dru Hill, Brian McKnight, Crystal Waters, The Weather Girls, Pop Sars Bro’Sis, Randy Crawford, Beverly Knight, Xavier Naidoo, Lira, Natacha Bedingfield, Mandy Capristo, Daniel Bedingfield, Nick Howard, The Voice of Germany Live in Concert Tour, the artist formerly known as Puff Daddy (P Diddy/Diddy), Mary J. Blige, Gospel Artist Crystal Rucker, Bobby Jones, Yolanda Adams, Kirk Franklin, Karen Clark-Sheared, Valerie Simpson, Chaka Khan, Patti Labelle and Stevie Wonder.
В джаз-клубе «Эссе» есть два зала — для романтических вечеров и дружеских встреч. В меню можно найти разнообразные блюда — завтраки, закуски, салаты, супы, десерты, горячие блюда, напитки, мороженое, фрукты, ягоды, и даже домашнее варенье к чаю.
Знаменательно, что джазмены тоже не чужды футбола - все ключевые матчи можно посмотреть у на большом экране, если расположиться на первом этаже клуба.
Надеюсь, вам стало лучше и валерьянку мы можем подарить болельщикам других футбольных клубов, которым только предстоит переживать за исход чемпионата мира по футболу 2018.
Желаю вам приятного джазового вечера! И не забывайте:
«Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма» (Уинстон Черчилль).