Николай Бородачев: «Жаль, многие забыли, что 3D придумали у нас…»
4 октября 1958 года Указом Совета Министров Всесоюзное фильмохранилище, организованное еще в 1936-37 годах было преобразовано в Госфильмофонд СССР. Так что в эти дни уникальное хранилище отмечает юбилей. Корреспондент «ВМ» побеседовала с генеральным директором Госфильмофонда Николаем Бородачевым.
– Николай Михайлович, в каком году вы начали деятельность в Госфильмофонде?
– Распоряжением правительства от 2001 года в сентябре месяце я был назначен генеральным директором Госфильмофонда Российской Федерации. Вот уже 12 лет я занимаю эту должность. За это время было много серьезных изменений. Дело в том, что Госфильмофонду всегда везло с руководителями. Кто бы ни работал на руководящей должности, они старались сделать что-то полезное. Фундамент продуктивного развития организации заложил мой предшественник Владимир Сергеевич Малышев, который начал восстанавливать Госфильмофонд, сделал для него много хорошего. Я принял Госфильмофонд в непростом состоянии: ограниченное финансирование, устаревшие технологические цепочки, сложные социальные условия. Повторюсь, Владимир Сергеевич Малышев многое сделал: началось строительство нового административного корпуса с фильмохранилищами, для сотрудников был заложен многоквартирный жилой дом, также была заложена котельная. Мне все это пришлось развивать и достраивать. Сейчас все уже готово и успешно работает.
– Каким вы видите будущее Госфильмофонда России?
– У нас есть ряд вопросов, которые служат предметом дискуссий и которые мы должны решать в ближайшем будущем. Важная задача – популяризация коллекции Госфильмофонда и пропаганда российского кинематографа. Мы планируем перевести материалы на цифровые носители и построить для них специальные фильмохранилища, ведь условия хранения для кинопленки и цифровых носителей разные. Мы наконец выходим на международный уровень. У нас открыты представительства во Франции, Италии, Сербии, Австрии. Мы расширяемся, скоро планируем открыть представительство в Германии. Все с одной целью – популяризации и пропаганды российского кино.
– Как вы считаете, а нужно ли переводить архивные материалы на цифровой носитель?
– Нужно. Но все-таки это не основная цель Госфильмофонда. Человечество не придумало материала для хранения лучше, чем бумага и кинопленка. Время доказало их надежность. Мы будем придерживаться этой традиции, на «цифру» переводить будем для интернета, телевидения, чтобы показывать фильмы в любой точке мира. Часть кинофонда мы уже перевели на «цифру».
– Чем Госфильмофонд отличается от других киноколлекций?
– Во-первых, тем, что Госфильмофонд внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Во-вторых, насыщенностью кинотехнологического оборудования. Ни одна фильмотека мира не может похвастаться таким оборудованием, как мы. В-третьих, научными кадрами. Все они – люди высококвалифицированные. И что немаловажно, у нас нет очереди на жилье, все сотрудники бесплатно обеспечены жильем. Если человек хорошо работает, то он должен жить достойно. Люди работают, они отдают свои силы, знания, энергию работе, поэтому они должны получать хорошую зарплату и социальные блага. Мы резервируем квартиры для молодых сотрудников, которые приезжают к нам работать. У нас самые большие заработные платы в сфере культуры.
Предусмотрено много социальных льгот: медицинское обслуживание, предоставление материнского капитала, помимо государственного мы выделяем и свой собственный капитал при рождении второго ребенка – 100 тысяч рублей и до 150 тысяч единовременного пособия при рождении третьего. До трех лет идет доплата к государственному пособию. При выходе на пенсию сотрудник получает до 50 тысяч единовременного пособия. С этого года мы начали поддерживать и детей-первоклассников, выделяем средства на приобретение учебников и т. д. Дети наших сотрудников учатся в высших учебных заведениях за счет Госфильмофонда. За последние десять лет мы подготовили свыше 40 специалистов, которые получили высшее образование в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, ВГИКе и других вузах. Не забываем мы и о ветеранах.
– Что еще входит в социальную политику Госфильмофонда?
– Госфильмофонд всегда помогает кинематографистам. Один из примеров: на второй день после того, как в Крымске произошла катастрофа, был отправлен груз с продуктами питания, одеждой. Сейчас мы будем оказывать помощь кинематографистам, которые потерпели бедствие в Благовещенске. Очень большое внимание уделяется медицинскому обслуживанию. Госфильмофонд совместно с Союзом Кинематографистов оплачивает дорогостоящие операции своим сотрудникам. Только, к большому сожалению, как бы мы не старались, нам не удалось спасти Владимира Юрьевича Дмитриева и Валерия Ивановича Босенко.
– Недавно вас наградили почетным званием в Локарно?
– В рамках 66-го Международного кинофестиваля в Локарно, который очень известен и авторитетен в мире, мы сделали мини-презентацию Госфильмофонда: выставку снимков из кино, различных архивов и жизни. Наше мероприятие очень понравилось зрителям, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания в прессе. Мне, руководителю Госфильмофонда, был вручен приз независимой прессы. Это большая честь для меня, коллектива Госфильмофонда и нашей страны в целом. За рубежом мы представляем не только фонд, но и Россию. К счастью, нам есть что показать. Мы очень надеемся продолжить работу в Локарно, уже были проведены встречи с мэром города, наметились планы дружеских отношений. Делаем многое для поднятия имиджа нашей страны. К слову, 4 октября на празднование юбилея Госфильмофонда России приедет делегация из Локарно. Но, к слову сказать, больше всего я горжусь национальной наградой в области литературы и искусства. Получил не только я, но и еще два наших сотрудника. Это говорит о том, что деятельностью Госфильмофонда интересуется государство. Для меня эта премия самая важная, потому что она родная. Я очень люблю свою страну и своих соотечественников!
– Ваши планы на будущее? Какое новое фестивальное движение вы начали?
– В этом году мы впервые провели фестиваль в Ницце совместно с французской Синематекой и мэрией Ниццы. Мероприятие прошло очень успешно, поэтому планируем сделать фестиваль ежегодным, у нас уже есть предварительные договоренности. На фестивале в Ницце я понял, что наш кинематограф востребован. Зал на 2500 мест был полностью заполнен. Стояли очереди, чтобы посмотреть российское кино. В этом плане у нас хорошее будущее. В ноябре мы открываем кинофестиваль в Марселе. Это тоже будет первый фестиваль для Госфильмофонда. В силу тяжелого финансового положения Театра Турски, организация, которая раньше занималась ретроспективами, стала недееспособной. Чтобы не потерять площадку и продвигать наше кино дальше, Госфильмофонд принял решение продолжить показ ретроспектив. А вообще международных проектов очень много. Мы рассматриваем проект премьер фильмов в Восточной Европе, Америке, Англии. Почему выбрали название «премьера»? Потому что для Восточной Европы, Америки, Англии фильмы 1930–1950-х годов – это действительно премьеры. В те времена они не имели возможности видеть наши фильмы. Мы покажем, как развивалось советское кино, что смотрели советские зрители. Проект очень привлекателен.
– Почему Госфильмофондом так заинтересованы в Европе?
– Скорее всего, Госфильмофонд нужен европейскому зрителю для расширения кругозора. Я всегда говорил, что советское кино было лучшим в мире. Никто не оспаривает достижения Голливуда, но задачи были совершенно разными. Советское кино делалось для воспитания народа, для формирования нравственных ценностей. А Голливуд и остальной западный кинематограф решали и продолжают решать другую задачу –как извлечь прибыль. Советские фильмы по художественному достоинству намного выше западных. Есть в Голливуде и Европе великолепные киноленты, но их единицы. Вот, например, из современного кино выделить ничего не могу. Как говорил Калашников: «Я первым пожму руку тому, кто создаст что-то лучшее, чем мой автомат. Жаль, но пока пожать руку некому». То же самое могу сказать и я. Кинематограф, конечно, развивается, и будут новые Сергеи Бондарчуки, новые Никиты Михалковы. Но пока, к сожалению, их нет. Ситуация изменилась в положительную сторону с приходом нового министра культуры. Уверен, что наше кино возродится.
– Ваш любимый фильм?
– Мои любимые фильмы – «Оливер Кромвель», «Поднятая целина», «Тихий Дон», французский фильм «Кто есть кто». С восхищением смотрю картину Бертолуччи «Двадцатый век» – это настоящий киношедевр. Я пересматривал неоднократно «Унесенные ветром» и фильм «Пусть говорят». Когда на душе печально, тревожно, я всегда обращаюсь к этим двум лентам.
– Какие ассоциации у вас вызывает Госфильмофонд?
– Я всегда думаю о том, что много не доделано и надо еще много делать, делать и делать… У Госфильмофонда были тяжелые времена, когда новые нувориши из Министерства культуры хотели приватизировать его, была тяжелая борьба на грани «быть или не быть Госфильмофонду». Во многом благодаря Союзу кинематографистов и лично Никите Сергеевичу Михалкову, который понимал, что такое Госфильмофонд, мы отстояли коллекцию. Сейчас я без ложной скромности могу сказать, что Госфильмофонд является лучшей организацией в системе кинематографа Российской Федерации. Наша задача – не потерять этот статус, а еще больше его поднять! Что сегодня мы успешно делаем. Госфильмофонд – это жемчужина мировой киносокровищницы. Сравнить его можно, например, с Эрмитажем. Но, как известно, доступ к ценностям Эрмитажа ограничен. У Госфильмофонда возможностей больше, ведь кино можно показывать в любой точке земного шара. Я горжусь тем, что в Госфильмофонде самая лучшая коллекция, горжусь, что Госфильмофонд прогрессирует в своем развитии и, конечно, горжусь своим профессиональным коллективом. Ведь были трудные времена, когда они работали просто за копейки и не бросали свою работу. Благодаря этому в том числе удалось на протяжении долгих лет сохранять киноколлекцию.
– Молодой специалист, который хочет прийти работать в Госфильмофонд, должен иметь какое-то специальное образование?
– Да. Мы очень тесно сотрудничаем с Ростовским колледжем кино, Иркутским колледжем по кино. Большое внимание уделяем работе с молодежью. Предоставляем общежитие, а при создании семьи бесплатно обеспечиваем квартирой.
– К Госфильмофонду сейчас присоединяют и другие коллекции?
– Сейчас Госфильмофонд является самым большим правовладельцем в мире. Авторские и смежные права киностудий Российской Федерации в составе Советского Союза (их было 28) принадлежат Госфильмофонду, т. е. государству, за исключением студии «Мосфильм», Центральной студии документальных фильмов (у которой мы выкупаем права) и «Союзмультфильма». У нас есть договоренности с дирекцией «Ленфильма» – на начальном этапе мы будем выплачивать 70% вознаграждения от авторских прав «Ленфильму» для того, чтобы восстановить эту киностудию. По законодательству вознаграждения от авторских прав получают режиссер, композитор и сценарист. Но мы планируем сделать большее – не оставим без внимания ни одного участника кинопроизводства. Сейчас мы готовим письмо председателю Союза Кинематографистов, чтобы нам составили список нуждающихся в помощи людей – постараемся уделить им внимание по мере возможности.
– В «Иллюзионе» показывают зарубежную классику кино. Кому принадлежат права на показ?
– Мы являемся членами ФИАФ, членами АСЕ – ассоциации европейских фильмотек, по положению которых, на территории Госфильмофонда, а кинотеатр «Иллюзион» является именно такой территорией, мы имеем право показывать эти картины без согласования авторских прав. У нас нет цели извлечь коммерческой выгоды от их показов, у нас одна цель – знакомство зрителей с кинопроизведениями, которые достойны внимания. Мы сотрудничаем с синематеками, обмениваемся фильмами, проводим совместные мероприятия. Мы не конкурируем. Кому-то мы завидуем, кто-то нам. Но это хорошая профессиональная зависть. Например, в Европе и во всем мире ходит такая пословица: если утеряна последняя надежда найти какой-либо старый фильм, нужно обратиться в Госфильмофонд России. Потому что из всех синематек мира наша – самая большая. И действительно у нас постоянно находятся фильмы, владельцы которых даже не знают, что их фильмы хранятся здесь. Последний случай: сорок фильмов, которые были утеряны в США. А у нас они в целости и сохранности, в отличном качестве. Десять фильмов мы перевели на цифровые носители. Президент России передал их в дар Библиотеке Конгресса США. Сейчас переведены и остальные тридцать, в скором времени их также вернут на родину. Такая же ситуация была с японскими фильмами, с немецкими. Мы многим помогли.
– Питер Гринуэй планирует реставрировать свои фильмы в Госфильмофонде?
– Да, сейчас ведутся переговоры с ним. Когда он посмотрел наши работы, то изъявил желание реставрировать свои фильмы у нас. Вы, наверное, знаете, что на последнем Венецианском кинофестивале с большим успехом был показан отреставрированный в Госфильмофонде фильм «Мой друг Иван Лапшин». Это была внеплановая реставрация. Кстати, мы восстановили четыре фильма 1940-го года в формате 3D (о котором сейчас все так много говорят). Жаль, что многие забыли, или даже не знают, что 3D – изобретение нашей страны, давно забытое старое.
– Никто не верит, что это придумано в России.
– Пусть приедут к нам в Госфильмофонд, мы им все покажем!