Лауреат Бенуа-2017 Уго Маршан в роли Ромео в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», хореография Рудольфа Нуреева / Фото: пресс-служба приза BENOIS DE LA DANS

Призы за искусство вручены, жизнь в искусстве продолжается

Развлечения
 25-е юбилейное вручение приза BENOIS DE LA DANSE отличала скромная торжественность. Действо проходило на сцене Большого театра, где конкурс (теперь фестиваль!), собственно, и родился в 1992 году. Вела его известная теле- и радиожурналистка Елена Ищеева в паре с замечательным артистом МХТ им. А.П. Чехова Павлом Ващилиным.

Сегодняшний Бенуа уже не тот, что был четверть века назад. С тех пор, как Бенуа объявил себя фестивалем мирового балета, он настойчиво движется к «балетному шоу», хотя конкурсную келейность пока не утерял, а сценическую зрелищность еще не приобрел.

Торжественную церемонию вручения призов открывало дефиле членов жюри и лауреатов Приза разных лет. В их числе были Хулио Бокка – руководитель Национального балета Уругвая, прима-балерина Большого театра Светлана Захарова, Сю-Джин Кан – руководитель Национального балета Кореи, Джули Кент – руководитель Вашингтонского балета, Манюэль Лёгри – руководитель Венского балета, а также Йорма Эло, Игорь Устинов, Ана Лагуна, Михаил Лавровский, Мари-Аньес Жило, Тамара Рохо, Ольга Смирнова, Сиди Ларби Шеркауи, Семён Чудин.

Получить из рук председателя жюри, выдающегося хореографа Юрия Григоровича заветную статуэтку «Бенуа» работы скульптора Игоря Устинова мечтают многие танцовщики и балетмейстеры, но удается это только тем, кого выдвинут и пролоббируют ежегодно меняющиеся члены международного жюри. Таковы установленные организаторами Бенуа правила.

В этом году награды, без «открытий чудных», распределились следующим образом: все 20 номинантов получили звание дипломантов. Из шести танцовщиц жюри объявило лауреатами Марию Риччетто (Национальный балет Уругвая) за партию Татьяны в балете Джона Кранко «Онегин» и Людмилу Пальеро (Парижская Опера) за «Другие танцы» Джерома Роббинса. Из семи танцовщиков приз Бенуа получили солист Парижской Оперы Уго Маршан за заглавную партию в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» (хореогр. Рудольф Нуреев) и премьер Большого театра Денис Родькин за партию Солора в балете Минкуса–Петипа «Баядерка» (редакция Юрия Григоровича). Из семи хореографов жюри назвало лучшей Кристал Пайт из Парижской Оперы за постановку балета «Канон сезонов».

Кроме того, почетного приза «За жизнь в искусстве» удостоена легендарная Марсия Хайде, прима-балерина Штутгартского балета, вдохновлявшая своим искусством таких хореографов, как Джон Кранко, Кеннет МакМиллан, Иржи Килиан, Морис Бежар, Джон Ноймайер…

Лауреат Бенуа-2017 Уго Маршан в роли Ромео в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», хореография Рудольфа Нуреева / Фото: пресс-служба приза BENOIS DE LA DANS

Заключавший XXV церемонию награждения концерт дипломантов и лауреатов открывала мировая премьера балета «TOI MOI / ТЫ Я», музыка (Илья Демуцкий), хореография (Юрий Посохов) и костюмы (Тимур Сулуашвили) для которого созданы в дар юбилею Бенуа. По задумке хореографа, солисты Джозеф Уолш (Балет Сан-Франциско) и Виктория Джайани (Чикагский Балет Джоффри) пытались «оживить» на сцене Большого театра скульптуру Приза. Но как-то вяло, невыразительно и не в музыку, которую блестяще исполнял необычный квартет (флейта, арфа, фортепиано и синтезатор). А ведь музыка Демуцкого – образная, многокрасочная и очень пластичная.

Гвоздем программы стали щемящие душу дуэты: Дидоны и Энея из одноименного балета Сиди Ларби Шеркауи на музыку Генри Пёрселла, который представили солисты Королевского балета Фландрии Дрю Джейкоби и Матт Фоли; Ромео и Джульетты из балета Сергея Прокофьева (хореогр. Рудольф Нуреев) в исполнении солистов Парижской Оперы Леонор Боляк и Уго Маршана; Маргариты и Армана из балета Джона Ноймайера «Дама с камелиями», исполненный премьерами Большого театра Ниной Капцовой и Денисом Родькиным.

Среди исполнителей хочется также отметить Бруклина Мака (Вашингтонский балет), который завораживал зрителей эмоциональным накалом виртуозной техники в вариациях Актеона из балета Пуни «Эсмеральда», и Давида Дато (Венский балет), исполнившего вариацию Абдерахмана из балета Глазунова «Раймонда» с присущей только ему магией пластического стиля.

Хореографическим откровением и лучшим, на мой взгляд, номером программы стала изящная композиция интересного, а главное самобытного корейского балетмейстера Хьо Хьюн Кан «В ритме пульса».

Значительно интереснее получился благотворительный гала-концерт «Звезды Бенуа де ла Данс – лауреаты за четверть века». Его открывали Нина Капцова и Александр Волчков (Большой театр), с чувством исполнившие адажио Бьянки и Люченцио из балета Жана-Кристофа Майо «Укрощение строптивой».

Как всегда, были на высоте любимцы москвичей Люсия Лакарра и Марлон Дино (Дортмундский балет). Балерина в надежных руках своего партнера вдохновенно «проживала» неспокойную музыку Макса Рихтера в композиции Рассела Малифанта «Закрученная спираль».

В рамках юбилейного гала состоялась мировая премьера новой балетной миниатюры Ивана Васильева «Воспоминания» на музыку Бетховена, которую он сам и исполнил вместе с солисткой Большого театра Марией Виноградовой. На этот раз Васильев выступал на равных и как постановщик, и как танцовщик.

Лауреат Бенуа-2017 Уго Маршан в роли Ромео в балете Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», хореография Рудольфа Нуреева / Фото: пресс-служба приза BENOIS DE LA DANS

Среди исполнителей хочется особо отметить Алессио Карбоне (Парижская Опера) в «Арепо» Мориса Бежара; виртуозное Трио (Фукико Такасе, Трэвис Клаузен-Найт, Джеймс Петт) из балета МакГрегора «Атомос»; изящного Исаака Эрнандеса (Английский национальный балет), темпераментно исполнившего фрагмент из балета Ханса Ван Манена «5 Танго» на музыку Астора Пьяццоллы…

Закрывали гала-концерт прославленные звезды Большого театра Ольга Смирнова и Семён Чудин, которые продемонстрировали высочайший уровень классического танца в «Большом классическом па» Виктора Гзовского на музыку Обера. Их исполнение было технически безупречным, изысканно точным по пластике и линиям, царственным по манере исполнения, а потому завораживающе притягательным и прекрасным.

Будет ли следующий «Бенуа-2018» в смысле «открытий чудных» более впечатляющим и разнообразным, покажет время.

amp-next-page separator