Генеральный продюсер проекта «Театральная Россия» Эльмира Щербакова / Фото: Предоставлено пресс-службой проекта «Театральная Россия»

Эльмира Щербакова: Будущее театра — это взаимопроникновение культур разных стран

Развлечения

Проекту «Театральная Россия» в этом году исполняется пять лет, и перечислить все его достижения невозможно — слишком уж длинным будет их список. Театралы знают: на радость им премьеры — киноверсии лучших спектаклей России выходят едва ли не каждый месяц. Вот и 5 сентября ждем «Вишневый сад» Драмтеатра имени Пушкина в постановке Владимира Мирзоева.

Генеральный продюсер проекта «Театральная Россия», фондов «Культурные сезоны» и «Мир и гармония» Эльмира Щербакова ежедневно посредством театра, кино, живописи, музыки сплачивает людей и доказывает, что искусство — главный мост дружбы, взаимопонимания и любви. Она активно возрождает культурные связи между республиками бывшего СССР, налаживает новые контакты и в интервью «ВМ» поделилась перспективными планами яркого проекта.

— В столице Казахстана с большим успехом прошли гастроли театра «Современник», инициатором и организатором которых стал фонд «Культурные сезоны». Почему вы повезли в Казахстан именно «Современник»?

— У меня много друзей в Казахстане, но я впервые побывала в этой прекрасной стране только в этом году. Увидела столицу Нур-Султан и сразу в нее влюбилась. Во время приезда я начала вести переговоры с Министерством культуры Казахстана, и мы вместе решили организовать и провести большое театральное событие. Мне повезло познакомиться с послом Казахстана в России Имангали Тасмагамбетовым и найти в нем союзника. Именно господин посол выразил пожелание, чтобы на гастроли в Казахстан приехал «Современник». В моей голове сложилась полная картина — заинтересованность в гастролях на государственном уровне, поддержка и, что называется, знак свыше — посольство Казахстана находится рядом с театром «Современник» на Чистых прудах. Стала договариваться — с министерствами культуры России и Казахстана, руководством «Современника», и так, шаг за шагом, состоялся проект — гастроли театра в Казахстан. Хочу выразить особую благодарность послу Казахстана в России Имангали Тасмагамбетову — он выступил инициатором гастролей и, я бы даже сказала, «локомотивом». Из спектаклей выбор пал на «Горе от ума» в постановке Римаса Туминаса и «Вишневый сад», поставленный Галиной Волчек.

Эльмира Щербакова: Наш фонд проводит фестивали в разных странах / Фото: Предоставлено пресс-службой проекта «Театральная Россия»

— Эльмира, а кто оказал организационную и финансовую поддержку в проведении гастролей «Современника» в Казахстане? Были ли спонсоры?

— Без финансов, как известно, ничего масштабного не происходит. Замечу, что сегодня в России института спонсорства практически нет, и главная помощь идет от государства и общественных организаций. Проект «Театральная Россия», например, поддерживает Министерство культуры РФ. А за то, что гастроли «Современника» в Казахстан состоялись, надо прежде всего сказать спасибо мэрии Нур-Султана, которая оказала огромную поддержку в их организации и проведении. Такой масштабный проект был организован всего за полтора месяца! Очень большую поддержку мы получили от Министерства культуры Казахстана, а в Москве нас не раздумывая поддержал руководитель Департамента культуры столичного правительства Александр Кибовский. Ну и Минкульт России, разумеется! Кроме того, помощь оказало посольство России в Казахстане и лично посол Алексей Николаевич Бородавкин. А с президентом страны мы знакомы: более десяти лет назад я начала работу с отделением ООН в Женеве, которое в то время возглавлял именно он, нынешний президент Казахстана Касым Жомарт Токаев. Он очень тонкий, интеллектуальный, эрудированный человек, искренне любящий театр. Ну и еще, конечно, не менее важна и человеческая поддержка. Вот кто нам помогал — зрители! С какой теплотой они принимали наших артистов, как аплодировали!

— Насколько успешными оказались гастроли?

— Я видела много аншлагов в своей жизни и, поверьте, могу сравнивать... Аплодисменты после спектаклей «Горе от ума» и «Вишневый сад» раздавались более 20 минут. Зал на 1800 мест — главный зал Нур-Султана, и каждый день гастролей — переаншлаг. Люди спрашивали лишние билеты. Успех был грандиозный.

— Насколько разборчива, взыскательна публика Казахстана к театральному творчеству?

— Безусловно, казахская публика очень разборчива. Я собираю мнения зрителей после каждых гастролей и своих проектов, и на 99,9 процента они восторженные.

— Эльмира, помимо «Театральной России» вы руководите фондом «Культурные сезоны». С какими странами вы сотрудничаете? Какие театры в приоритете на Западе?

— Наш фонд проводит фестивали в разных странах. Особенности зависят от того, какой жанр театра любят в той или иной стране. Есть страны, где больше любят музыкальный театр, и к ним, конечно, относится Италия. Есть страны, которые предпочитают этнические культуры, это, скажем, Болгария, Сербия. К выбору культурной программы для каждой страны мы подходим тщательно. Советуемся с послами, с партнерами и с прекрасной организацией «Россотрудничество»: «Театральная Россия» показывает киноверсии во всех культурных центрах, с которыми она взаимодействует. Я убеждена в том, что главный показатель культурной программы — не количество, а качество. Не люблю ничего проходного, второстепенного. В Казахстане с театром «Современник» нам удалось создать большое культурное событие с разнообразной программой. Она состояла не только из показов спектаклей, но из мастер-классов, круглых столов, показа киноверсии, обсуждений. Самое главное, чтобы проект был качественным.

Эльмира Щербакова: Будущее театра — это взаимопроникновение культур разных стран с использованием генетических кодов и особенностей каждого народа / Фото: Предоставлено пресс-службой проекта «Театральная Россия»

— Фонд «Культурные сезоны» проводит большую работу в диаспорах наших соотечественников за рубежом. Что входит в эту деятельность и какую это приносит пользу?

— Много сотрудничаем с Францией, Бельгией, Люксембургом, со Швейцарией (именно с нее, кстати, мы начали свое путешествие по миру). Сейчас ведем переговоры с Монголией. Кроме того, у нас прекрасные отношения с Италией. Девиз нашего нового сезона: «Театр стал ближе».

— Что в ближайших планах у проекта «Театральная Россия»?

— Событие — открытие нового театрального сезона. С 5 сентября спектаклем «Вишневый сад» стартует кинотеатр «Театральная Россия». Приглашаю посмотреть этот удивительный спектакль, классический, но с новым дыханием времени, с великолепным актерским составом — в нем заняты Виктория Исакова, Александр Петров, Таисия Вилкова.

— Вы находитесь в постоянном поиске новых эффективных форм культурного обмена искусства с другими странами. Какие формы сегодня наиболее востребованы?

— Я — партнер, коллега, большой друг многих театров не только России, но и мира. Будущее театра — это взаимопроникновение культур разных стран с использованием генетических кодов и особенностей каждого народа. Мир стал открытым, доступным, и не использовать это невозможно. На круглом столе в Казахстане, посвященном инновациям в культуре, мы решили расширять границы «Театральной России». Мои казахские коллеги сделали предложение — снять лучшие постановки и показать всему миру. Мы создали новый проект «Театральная Евразия». Мой следующий визит — в Азербайджан, я хочу сделать киноверсии лучших спектаклей этой страны. Веду переговоры с французскими театрами, тоже хочется сделать их киноверсии. Все, что есть прекрасного на планете Земля, все мы должны знать и видеть.

Читайте также: Роман Виктюк: Артисты, за редким исключением, не умеют любить

amp-next-page separator