История страны без фотошопа: в Москве открылась выставка Владимира Лагранжа
Юбилейная выставка известного советского и российского фотографа Владимира Лагранжа 5 сентября открылась в Центре фотографии братьев Люмьер. И называется она символически — «Улица Лагранжа».
Будущий классик фотоискусства родился в Москве в 1939 году, а в профессию пришел двадцать лет спустя. Причем сразу в Фотохронику ТАСС, где познакомился с выдающимися фотографами того времени — Василием Егоровым, Николаем Кулешовым и другими.
— Мне повезло, что расцвет моего творчества пришелся на оттепель. И в советской печати стал возможен репортажный стиль фотографии с минимумом так называемых «постановок», когда все в кадре тщательно выстраивалось. Мы пришли в фотожурналистику на этой новой волне и старались отказываться от традиционных для СССР застывших «производственных портретов», показывать настоящую жизнь, — рассказал Владимир Лагранж на открытии экспозиции корреспонденту «ВМ».
Но, как говорит сам автор, «любой фотоэкспромт должен быть тщательно подготовлен». На выставке можно увидеть один из его самых известных снимков — «Голуби мира». В кадре юноши и девушки на Красной площади, взявшись за руки, мечтательно смотрят на взлетающих голубей. Фотограф заранее пришел туда с мешочком пшена, прикормил птиц и договорился с молодыми людьми, кто бежит и пугает пернатых, чтобы они поднимались ввысь, а кто воодушевленно за ними наблюдает.
Более чем за 60 лет работы Владимир Лагранж несколько раз пересек всю нашу страну вдоль и поперек. Снимал и окраины, и новостройки, и официоз. Из фотохроники ТАСС перешел работать в журнал «Советский Союз». Если полистать это издание сегодня, складывается представление о совсем другой стране, которой уже нет. Конечно, в нем публиковали только позитивную информацию, но Лагранжу удавалось делать интересные, непостановочные изображения.
— В этом журнале я проработал четверть века и всегда, когда позволяло время, старался снимать методом наблюдения. Главной стратегией была пропаганда социалистического образа жизни. Мы фотографировали летчиков, металлургов, хлеборобов и пытались сделать это правдиво. Через знакомых сами искали героев. Правда, иногда предложенные нами кандидатуры не нравились партийным начальникам. Сейчас персонажи фотосессий совсем другие, все лица обработаны фотошопом, и они не такие, как в жизни. Может, теперь стало больше обмана, — поделился Владимир Лагранж.
Запечатлел он и «лихие 90-е» — пустые прилавки, очереди в магазинах, бесконечные митинги. Эти тщательно выстроенные композиционно черно-белые фото похожи на кадры из какого-то печального, но качественного кинофильма. Вот, например, жесткий жест Бориса Ельцина, а тут костры на баррикадах, устроенных в 1993-м прямо на столичных улицах, и бесконечная смена лиц… Сравнивая их с более ранним периодом, даже не верится, что создавал их один и тот же автор. Однако все это — наша история, свидетелем которой стал московский фотограф. Всего выставлено 98 снимков. Познакомиться с ними можно до 17 ноября.
Читайте также: Айке Шмидт: В галерее Уффици свободный Интернет мы ликвидировали