Большой театр открывает новый сезон. Нас ждут 13 премьер!
17 сентября Большой театр России открывает 244-й сезон. Первым спектаклем в его афише представлена одна из самых неоднозначных премьер прошлого театрального года – опера Чайковского «Евгений Онегин» в постановке режиссера Евгения Арье, который оказался безжалостен к своему классическому тезке.
Но за несколько часов до первого спектакля места в знаменитом зале Исторической сцены займут не зрители, а артисты и сотрудники театра, чтобы по традиции поздравить друг друга с началом работы, а ее предстоит ныне немало. Первый театр страны обещает представить премьеры восьми опер и пяти балетов, которым, быть может, суждено войти в историю. О том, что день грядущий нам готовит, снова, как и в финале прошлого сезона, расскажет руководство Большого, собравшись для этого в полном составе: гендиректор Владимир Урин, музыкальный руководитель Туган Сохиев и худрук балета Махар Вазиев.
Самым ожидаемым событием оперного сезона должно стать возвращение после паузы в восемь с половиной лет самого востребованного в мире российского оперного режиссера Дмитрия Чернякова, чьи работы никогда не оставляют никого безразличным. На сей раз он поставит «Садко» Римского-Корсакова (премьера назначена на Исторической сцене в феврале). Ныне театр, похоже, старается «догнать» прошедший юбилей композитора. И первой премьерой нового сезона станет еще одна опера Римского-Корсакова — «Сказка о царе Салтане». Ее готовит к 26 сентября на Новой сцене постановщик Алексей Франдетти, нашедший свою режиссерскую славу на поле отечественного мюзикла.
Ставшую уже фирменной коллекцию концертных исполнений под палочкой главного дирижера Тугана Сохиева на сей раз пополнит «Мазепа» Чайковского — опера, приобретающая в современных реалиях соответственный политический контекст. Будет еще и концертная версия оперы Доницетти «Анна Болейн» — в качестве юбилейного бенефиса Хиблы Герзмавы в конце весны.
Традиционным репертуарным заимствованием, неизменно приносящим Большому многочисленные «Золотые маски», станет «Дидона и Эней» Перселла из Экс-ан-Прованса. Еще в списке оперных премьер есть настоящий хит — «Дон Жуан» Моцарта. В главной партии — всемирно знаменитый бас Ильдар Абдразаков, а в режиссерском кресле — Семен Спивак.
Музыкальный руководитель Туган Сохиев убежден, что не менее чем на 98 процентов в постановках Большого должны быть задействованы солисты собственной труппы. Махар Вазиев также заметил, что балетная труппа самодостаточна и не нуждается в приглашенных солистах.
На Камерной сцене имени Б. А. Покровского представят образец русского барокко — комическую оперу Василия Пашкевича «Гостиный двор» с Филиппом Чижевским за дирижерским пультом. Кроме того, новый, уже третий для театра вариант «Давайте создадим оперу» Бриттена для детской аудитории и «Искатели жемчуга» Бизе.
Нельзя не заметить, что при внешнем изобилии оперный репертуар пока не очень сбалансирован: мало любимых публикой произведений Пуччини и Верди, нет Беллини, Вагнера, Прокофьева, Рихарда Штрауса и образцов современной оперы. Оперы «Тоска», «Аида» или «Лоэнгрин», как и новая опера Ильи Демуцкого, — вопрос отдаленной перспективы. Но уже в этом сезоне с привлечением иностранных коллег свое десятилетие отметит один из самых успешных проектов Большого театра — Молодежная оперная программа под руководством профессора Дмитрия Вдовина. Кроме того, по поручению президента России сегодня уже разрабатывается проект масштабной реконструкции здания Славянского зала, где находится Камерная сцена.
Балетная афиша выглядит более компактно. В Большой театр возвращается хореограф Алексей Ратманский со своей авторской версией «Жизели». На музыку Шостаковича и Шнитке будет представлен балет Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита». А также давно анонсированный вечер из трех одноактных балетов «Танцемания», «Времена года», «Сделано в Большом» в постановке Вячеслава Самодурова.
Еще официально не анонсирован полный список звездных гостей театра, но уже известно, что во второй половине сезона дебютирует в оперном спектакле Большого великий Пласидо Доминго. Он исполнит партию Жермона-старшего, а его Виолеттой станет приглашенная сопрано Ирина Лунгу. Так что Большой театр по-прежнему остается храмом искусства, о билетах в который лучше позаботиться заранее.
Читайте также: Дух Древнего Востока на сцене Большого театра