Царь Салтан на новый лад: опера, мюзикл и немного цирка
Сезон премьер в Большом театре открыла «Сказка о царе Салтане» в постановке Алексея Франдетти.
Режиссер-постановщик Франдетти вместе со сценографом Зиновием Марголиным и художником по костюмам Викторией Севрюковой из известной оперы РимскогоКорсакова на легендарный пушкинский сюжет о трех девицах под окном, сватье бабе Бабарихе, царевне Лебеди и царе Салтане сделали на Новой сцене театра спектакль в стиле мюзикла, который рассчитан на детей и их родителей. Поэтому наравне с оперными певцами за внимание публики соревнуются специально приглашенные артисты из цирка на проспекте Вернадского, а за музыку отвечает главный дирижер Большого Туган Сохиев.
Зрелище получилось ярмарочное: пестрое и развеселое, где доминируют трюки, а вовсе не музыка, просто иллюстрирующая все то, что в изобилии происходит на сцене. Наибольшее впечатление производит «воздушный бой» белого лебедя (Анастасия Бурдина) и черного коршуна (Илья Салмов) — гимнасты, работающие на самой верхотуре, под колосниками, практически без страховки срывают аплодисменты большие, нежели солисты.
Декорация-трансформер то и дело с «волшебным» грохотом распахивает стены огромного куба, из-за кулис то, как в мультике, выплывает гигантский корабль, то возникает сказочный город Леденец, будто игрушечный СанктПетербург. В итоге получается сказка в чистом виде, без всякой попытки что-либо осмыслить через призму сегодняшнего момента. Главная интонация спектакля — абсолютная беззаботность.
Однако большинству певцов, а ставку театр в этой премьере сделал на неопытную молодежь, трудно справиться с вокальными задачами, что поставил перед ними композитор. Совсем проблемными в этой густонаселенной опере оказались ансамбли. Но все же несколько сольных работ — Анна Аглатова (царевна Лебедь), юный узбекский тенор Бехзод Давронов (князь Гвидон), Ольга Селиверстова (Милитриса), как и некоторые детали в звучании оркестра, были хороши.
В следующий раз «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Большой театр покажет уже на зимних каникулах.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Франдетти, режиссер:
— Это очень сложная русская опера со множеством массовых сцен. И работа над ней стала для меня настоящим вызовом. Но, мне кажется, хотя это было и сложно, я научился полностью доверять музыке. В первую очередь меня цепляет эмоциональность — любовь через страдание сильной женщины, что всегда защитит своего ребенка. И во время репетиций я жил с ощущением, что мне 15 лет, а моему сыну будет интересно смотреть этот спектакль в том виде, в котором я его делаю. Чтобы им не овладела скука, музыка не превратилась в наказание, а подарила радость и преподала урок: иногда нам больно, но от этого мы становимся умнее и лучше.