Детский психолог рассказала, какими расстройствами страдают герои «Винни-Пуха»
14 октября исполняется 93 года с тех пор, как вышло первое издание книги книга Алана Милна «Winnie-the-Pooh». Канадские ученые проанализировали книгу и мультфильмы, снятые по ней, и пришли к выводу: каждый персонаж произведения страдает от определенного психического расстройства. «Вечерняя Москва» с помощью детского психолога Полины Гераськиной разбиралась, так ли это, и стоит ли менять отношение к любимому медвежонку.
«Где-то на вершине леса играют маленький мальчик и его медведь. К сожалению, лес — на самом деле, является не местом радости, а местом разочарования, где трудности развития и психосоциальные проблемы остаются незамеченными и непроработанными», — так начиналось исследование «Винни Пуха» группой психиатров из Канады. Проведено оно было в 2000 году, но популярно до сих пор и всячески обыгрывается другими исследователями. Так, в этом году в сети появился тест, предлагающий определить свой психотип в соответствии с одним из восьми персонажей сказки.
Согласно исследованию, Винни Пуху свойственны гиперактивность, невроз навязчивых состояний (постоянное желание есть мед). Навязчивая идея часто приводит к его импульсивному поведению, созданию опасных для жизни ситуаций. Пятачку свойственны нарушения, связанные с тревогой, гиперчувствительностью, Сова явно страдает от нарциссического расстройства личности, считает, что во всем превосходит других. У Кролика — обсессивно-компульсивное расстройство, а может быть, и паранойя — он никому не доверяет, боится дверь открывать, создает себе и другим массу ограничений. Кристофер Робин — по видению авторов, шизофреник. Он общается с игрушками, слышит голоса, является режиссером собственного мира.
Тигра, по мнению ученых, страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не забыли даже Кенгу и Ру — мать-одиночку и ее сына, который, по мнению психиатров, имеет все шансы попасть в дурную компанию и закончить плохо. Не лучшие примеры для маленьких детей.
Но может, не надо зря пилить опилки: предположения психиатров — просто домыслы?
Как говорит руководитель исследования Сара Ши, целью проекта было напомнить о том, в мире множество чудесных людей со своими «заскоками», и нет ничего страшного в том, что у кого-то из наших знакомых могу быть диагностированы подобные нарушения. Это еще не приговор — в Волшебном лесу ведь как-то справляются… Однако, стоит отметить, что большой акцент авторы делали на необходимости клинического наблюдения «пациентов» и медикаментозного лечения. Так что одной из причин создания данного опуса вполне могло быть продвижение тех или иных психотропных лекарств.
Как отмечает детский психолог Полина Гераськина, возможно, не стоит принимать на веру результаты этого исследования.
— Психиатр чаще предлагает медикаментозное лечение, лечит симптомы. А психотерапевт работает с причинами. Однако «Винни Пух» вполне может быть полезен как материал для сказкотерапии — это довольно успешный метод психологической работы с детьми. С его помощью можно расположить к себе ребенка, раскрыть его травму. Родителям обсуждение сказочных персонажей тоже может помочь в коммуникации со своими детьми.
— В чем отличие диснеевского Винни-Пуха от совесткого?
— Что привлекает детей в диснеевском «Винни Пухе»? Он яркий, заводной; советский по сравнению с ним может казаться мрачноватым. Но если говорить не о подаче, а о философии, то «наш» «Винни Пух» — добрее. В его героях мы можем увидеть наших детей. В то время как в мультфильме Disney мы можем ярче увидеть их проблемы.
Советский «Винни Пух и все-все-все» показывает нам социально адаптированных детей. Пух — среднестатистический ребенок, которому все интересно, он активный, общительный, любит ходить в гости, есть сладости, сочинять стихи; не обижается, если его называют глупым. По темпераменту сангвиник. Пятачок — ребенок тревожный, постоянно о чем-то беспокоится. Его «оболочка» очень нежная, но несмотря на малый рост и кажущуюся слабость, он довольно смел, может выражать поддержку — например, в серии, где Пуху нужно было ружье, умеет дружить. По темпераменту он, пожалуй, флегматик.
— А как бы вы оценили психологическое состояние других персонажей?
— Кролик – это «маленький профессор», он любит умничать, довольно грамотный, рациональный, привык действовать по плану, в соотвествии. Для Кролика важен порядок — все должно лежать по полочкам. Вы посмотрите, как он Пятачку рот вытирает, воспитывает. Это холерик. Сова — ребенок, который делает умный вид. Есть такие дети, которые заполняют собой пространство, создают видимость, что они чем-то заняты, но если спросить, чем именно, они обычно теряются. По природе сова —мудрая птица, но в мультике —довольно безграмотна. И в целом, ее образ расплывчат.
Ослик Иа-Иа — депрессивный, подавленный, ничто его не радует в современном обществе. Он любит вызывать жалость к себе, транслирует окружающим: «Я ничего не могу, пожалейте меня». Это защитный механизм, который не дает ему действовать, мешает удовлетворить реальную потребность в любви, заботе, внимании. Это типичный меланхолик.
В мультфильме Disney есть, помимо этого, образ матери — заботливая, хоть и гипертрофированно, Кенга, которая опекает и Тигру, и Пятачка. Ру — активный ребенок, на мой взгляд, развивается согласно возрасту, нуждается во внимании, но ни о каких плохих наклонностях здесь речи нет. У Тигры, конечно, можно диагностировать СДВГ, а у Винни — обнаружить пищевую зависимость. Но в советском мультике мы видим, скорее, проблемы, чем ярко выраженные расстройства. По сути, Тигра — ребенок, который ищет родительской любви. В головы таких, как Пятачок, чаще всего тревогу вносят сами родители. Ребенок только начинает жить, а от него уже что-то требуют, «отдают» куда-то, не разговаривают… У Кролика похожая ситуация — он демонстрирует «синдром отличника» и тоже в некотором смысле «затюкан». Глядя на персонаж ослика, замечу, что сейчас депрессия процветает у детей от 11 лет — и это не «грустно, устал», а самая настоящая. В современном мире высокий темп жизни, много информации, а что с ней делать, ребенку понять сложно. Родителям, занятым зарабатыванием денег, проще дать ему в руки телефон — чтобы мультики смотрел.
— И как же не допустить детской депрессии?
— Все проблемы, в том числе тревожность, депрессия и другие — в основном, от отсутствия коммуникации с родителями, их неконтактности, порой и лени. А если говорить откровенно, детям вообще не стоит без разбору смотреть диснеевские мультики. Или как минимум их просмотр стоит ограничить. Многие родители отмахиваются от проблемы: «ой, мы смотрим и ничего», «ему нравится, не оторвать». Но если проанализировать истории, характеры героев, в этих мультфильмах очень много боли, порой и грязи, в них дети постоянно решают какие-то взрослые вопросы. Многие персонажи действительно изранены, травмированы психологически. Скажем, «Губка Боб», изначально созданный для детей с психическими отклонениями. Эти мультфильмы могут влиять негативно на детскую психику, формировать неправильную линию поведения. Вот спросите детей постарше: «А что ты сейчас посмотрел? Правильно ли поступают герои? Чему можно у них научиться? Тебе нравится этот стиль поведения?». Социально адаптированный ребенок, у которого есть контакт с родителями, даст верную оценку происходящему на экране, пусть и простыми словами. А дети, которые постоянно смотрят все подряд — от «Трансформеров» до «Губки Боба», просто не видели других вариантов.
В зарубежных мультфильмах, да и в современных наших, часто стирается граница между добром и злом. Советский «Винни Пух» куда больше похож на сказку. Конечно, как бы мы не хотели приучить малышей к старым, добрым мультикам – это сложно, Disney привлекает красками, «движухой». Но все же, выбирая видео для просмотра, смотрите, чтобы в сюжете жестокости не было, и чтобы контент соответствовал возрасту. А еще лучше — приучайте детей читать, читайте им сами. И задавайте вопросы, чтобы они думали, анализировали.
Читайте также: «Союзмультфильм» примет на работу победителя конкурса на лучший комикс о Винни-Пухе