Поклонница Дмитрия Хворостовского Наталья Прохорова возлагает цветы к его памятнику, только что открытому на Новодевичьем кладбище. Сразу после того, как с бронзовой фигуры сдернули покрывало, из динамиков зазвучал «Первый романс Демона» в исполнении знаменитого баритона / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Знаменитому баритону открыли памятник

Развлечения

16 октября, в день рождения певца Дмитрия Хворостовского, на Новодевичьем кладбище открыли памятник, созданный на средства его родителей.

Все называли их виновниками торжества — и в этом был двойной смысл. Александр Степанович и Людмила Петровна Хворостовские не просто подарили миру 57 лет назад замечательного артиста. Установка памятника — тоже их заслуга: чтобы оплатить создание монумента, родители Хворостовского продали московскую квартиру, подаренную в свое время сыном.

— Благодаря им Дима смотрит на нас как живой, — сказала о родителях Хворостовского поэтесса Лилия Виноградова. — Этот памятник — не какой-то истукан или железка, он весь в движении...

Памятник, действительно, получился реалистичным и по-своему динамичным. Он не очень высокий — 230 сантиметров, как говорят скульпторы, «натура с четвертью» — и это усиливает впечатление жизнеподобия.

— Дима очень не любил застывшие формы — ни памятники, ни доски, — рассказал друг певца знаменитый адвокат Павел Астахов. — Он любил все живое: море, природу, движение воздуха. И мы запомним его тоже таким — живым...

А еще бронзовый Хворостовский выглядит довольно моложавым, и это неудивительно: работа над памятником началась... 11 лет назад.

Скульптор Владимир Усов уже устал отвечать на вопросы, почему он начал ваять Хворостовского при его жизни.

— Он мой современник — это раз, — перечисляет Владимир Ильич. — Он мой земляк, уроженец Красноярска — это два. Я в конце 1960-х годов некоторое время работал на том же заводе, что и Димин отец. И, в-третьих, это человек с неординарным голосом. Почему я, как художник, не мог выразить свое отношение к тому образу, который он нес в этот мир?

По словам Владимира Усова, с Дмитрием Хворостовским он никогда не встречался, видел его только из зрительного зала.

— Разговаривал только однажды по телефону, но о чем — секрет, — признается Владимир Ильич.

При жизни Хворостовского он скульптуру никому не показывал: предполагалось, что работа рано или поздно станет гвоздем какой-нибудь выставки. Но после безвременной кончины земляка Владимир Усов решил принять участие в конкурсе на создание памятника.

— Я видела памятник в мастерской, — призналась вдова Хворостовского Флоранс. — И желания попросить что-либо изменить в его лице у меня не возникло.

Памятник на Новодевичьем — уже второй в столице монумент Хворостовскому. Прошлой осенью, в первую годовщину его смерти, в театре «Геликон-опера» был открыт бюст певца, тоже созданный Владимиром Усовым.

— Но эта работа, конечно, станет самым знаковым в городе памятником Дмитрию, — заявил заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Леонид Ошарин. — Так что спасибо скульптору.

Читайте также: Более 17 тысяч музейных экспонатов «Останкино» переместят в хранилище усадьбы

amp-next-page separator