Фрагмент картины Василия Поленова «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?») / Фото: Василий Поленов «Христос и грешница» (1887)

Третьяковка представила редкую картину Василия Поленова

Развлечения

17 октября в Государственной Третьяковской галерее представят главный выставочный проект очередного сезона — масштабную ретроспективу творчества Василия Поленова. Легендарный «Московский дворик» и другие полотна выдающегося пейзажиста можно увидеть до середины февраля в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

Экспозиция приурочена к 175-летию со дня рождения Василия Дмитриевича. Она открылась вслед за юбилейной ретроспективой работ Ильи Ефимовича Репина, ровесника, соученика по Академии художеств и друга Поленова. В последний раз поленовские произведения показывали в Третьяковке четверть века назад. С тех пор выросли поколения, плохо знакомые с творчеством художника и видевшие разве что картину «Московский дворик» в школьных учебниках.

Василий Поленов открыл пленэризм в русской пейзажной школе, предложил новую трактовку евангельских сюжетов, стал предтечей искусства Серебряного века и воспитал плеяду ярких живописцев рубежа веков. С его именем в русскую живопись вошли новые темы: с «Московским двориком» — радости и гармонии обыденной жизни, с «Бабушкиным садом» — дворянского усадебного быта и красоты старины, а с «Заросшим прудом» — ухода от тягот реальности в мир природы.

Все три пейзажа принесли мастеру неожиданный успех. Другие полотна, показанные в Академии художеств на отчетной выставке после возвращения из пенсионерской поездки по Германии, Италии и Франции, отошли на второй план. Однако художник усвоил опыт новейших западноевропейских течений в живописи — от открытий барбизонской школы до импрессионизма. В экспозиции одной из ключевых работ, помимо уже упомянутых пейзажей, стало монументальное полотно «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?»), предоставленное Русским музеем.

— Картина впервые за 130 лет привезена из Государственного Русского музея в Петербурге. Она стала главным произведением в разделе «Евангельская тема в живописи Поленова». Полотно занимает центральную часть экспозиционного пространства. Желая показать исторический характер евангельских событий, нравственную силу и торжество гуманистических идей, которые нес людям Христос, Поленов соединил в этой знаковой картине традиции академической живописи и возможности реалистического искусства, — комментирует куратор проекта, научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

Организаторы выставки впервые обратились к педагогической деятельности художника, которая занимает особое место в его жизненном пути. Этому посвящен раздел «В. Д. Поленов в кругу учеников». Потомок старинного дворянского рода, Василий Дмитриевич стал звеном между искусством романтизма, передвижничеством и неоромантизмом. Он был просветителем и гуманистом, доказал своей жизнью, что служение искусству и желание совершенствовать мир помогают пережить любые потрясения.

Читайте также: Москвичи вновь устроили ажиотаж вокруг выставки русского художника

amp-next-page separator