Актер Александр Петров на постере к фильму «Текст» режиссера Клима Шипенко по одноименному роману Дмитрия Глуховского / Фото предоставлено пресс-службой кинокомпании Централ Партнершип

Чужая душа как текст

Развлечения

В прокат вышла драма по одноименному роману Дмитрия Глуховского «Текст», где Александр Петров сыграл свою, возможно, лучшую роль. Режиссер Клим Шипенко («Салют-7», «Любит не любит») сделал авторскую версию истории студента Ильи, севшего в тюрьму за преступление, которого не совершал.

«Текст» — последний роман Глуховского, вышел в 2017-м, и уже экранизирован. Небывалая скорость для нашего кинематографа. Картина получилась сильным самостоятельным высказыванием на актуальную тему — бесправности отдельной человеческой единицы перед неповоротливой судебной системой. И о том, как стремительно и страшно растет значение гаджетов в нашей жизни.

По сюжету студент Илья Горюнов, живущий вместе с мамой в маленькой квартирке в подмосковной Лобне, поехал со своей девушкой в ночной клуб повеселиться. Но вместо веселья молодые люди попали под облаву. Сотрудники ФСКН искали у задержанных посетителей клуба наркотики. Руководил облавой молодой лейтенант Хазин. Которому очень понравилась девушка Ильи. Горюнов попытался заступиться за нее, а вот это Хазину не понравилось. Поэтому Илью задержали, а при обыске в заднем кармане нашли наркотики.

Илья отрицал свою вину, но это не помогло, и в итоге он отсидел семь лет потому, что осмелился перейти дорогу человеку, облеченному властью. Когда Илью спрашивает бывший одноклассник, почему Хазин его обвинил, Илья коротко отвечает: «Потому, что мог».

В этой короткой фразе — вся суть коррупции. Когда вседозволенность и безнаказанность приводят к множеству ежедневных трагедий. Можно вспомнить недавний случай, когда у полковника МВД изъяли имущества на 8,5 миллиарда рублей, или громкое дело журналиста Ивана Голунова.

Герой фильма вышел на волю 27-летним разбитым человеком, без образования, работы и перспектив. У него оставалась только мама, но, когда Илья наконец добрался до родной квартиры в Лобне, оказалось, что она не дождалась сына сутки — умерла. Просто не выдержало сердце.

Илья выпил водки и полез в интернет, где Хазин, сытый и довольный жизнью, выкладывал фотографии из зарубежных поездок и чекинился в модных клубах. Тогда Илья решил съездить в клуб, где Хазин только что отметился, чтобы взглянуть в глаза человеку, который разрушил его жизнь.

Это, разумеется, было большой ошибкой, потому что для Хазина и его коллег такие, как Илья, не люди. Грязь под ногами, никто и ничто. Но зато в результате встречи Илья завладел телефоном Хазина. В наше время это все равно, что завладеть чужой душой. Ведь телефон хранит сегодня все наши самые сокровенные тайны. Илья заглянул в интимную жизнь своего врага — в его переписку с родителями, женщинами, начальством. Душа у Хазина предсказуемо оказалась гнилой, и тогда Илья решил вернуть то, что у него украли — счастливую жизнь, набирая текст от имени Хазина…

Илью играет Александр Петров. Как отметил после премьеры Глуховский, таким, как в «Тексте», его мы еще не видели. И это действительно так. Он смог передать всю глубину переживаний своего героя, его актерская работа создает подтекст, придающий картине объем и убедительность.

В «Тексте» Клим Шипенко «передает привет» Балабанову: вернувшийся из зоны Илья носит такой же грубый вязаный свитер, как Данила Багров в «Брате». Точно так же ему в руки попадает пистолет. Но времена изменились, и Багров уже не герой нашего времени. Сегодня с трудом можно представить, чтобы кто-то, стреляя в живых людей, вызывал симпатию. Данила был карающим ангелом, черпающим силы в своем понимании правды, его правда была превыше закона, а герой Петрова, наоборот, так и не переступает ту черту, за которой «право имеют». Криминал больше не в моде, и Илья Горюнов не хочет становиться частью той системы, что пожирает слабых.

Данила Багров попал на войну и научился убивать, Илья Горюнов попал на зону, но смог выйти нормальным человеком.

Можно провести параллель и между только что вышедшим «Джокером» и «Текстом», которые оказались на удивление созвучны. Если Джокер, оказавшись в тупике и вкусивши власть от убийства, расчеловечился, то Илья, наоборот, смог сохранить цельность, сделать выбор более трудный, но и более достойный. Остаться на стороне света. Потому что его так воспитала мама. В отличие от отца Хазина, воспитавшего своего единственного сына сволочью. Столкновение двух систем воспитания — сквозная линия всей картины.

Самый сильный момент фильма, когда Илья сидит, приставив пистолет к виску, и никак не может нажать на курок — потому что мама говорила, что самоубийца никогда не попадет в рай. За этот момент Петров достоин всех российских кинопремий, какие только существуют. По напряжению эту сцену можно сравнить со сценой самоубийства Кириллова в «Бесах» — настолько вещественен тут страх смерти и остро ощущается конечность бытия во плоти.

Вообще весь фильм получился по-настоящему жестким и взрослым, те самые полноценные 18+. Не только из-за нецензурной лексики, которую зрители в кинотеатрах не услышат — все «запикано». И не только из-за предельно откровенной сцены, где Илья смотрит видео из архива Хазина, где тот занимается сексом со своей девушкой. Это очень смелая работа Кристины Асмус, на которую решится далеко не каждая актриса.

Взрослым делает «Текст» серьезность темы, которую он затрагивает, и отказ от хеппи-энда. Которого будет очень хотеться. Потому что не должны хорошие парни вроде Ильи иметь только два выхода из безнадеги — билет в другую страну или кладбище.

Но то, что Илья не превратился ни в Джокера, ни в Данилу, обнадеживает.

Если еще недавно деятели кино спорили и искали, кто же герой нашего времени, кто пришел на смену Даниле Багрову, то сегодня «Текст» дает ответ на этот вопрос: Илья Горюнов, отказавшийся от пистолета в пользу нравственного закона внутри него.

Читайте также: Опубликован список российских фильмов, попавших на «доску позора»

amp-next-page separator