Спектакль «Парашют» кукольника Стивена Моттрама из Великобритании / Фото: Пресс-служба московского театра кукол

Третий международный фестиваль театров кукол прошел в Москве

Развлечения

В Московском театре кукол на Бауманской только что завершился III Московский международный фестиваль театров кукол «Гефест».

Одна из главных его целей — продемонстрировать новейшие технологии, использующиеся в мире кукольного театра, и познакомить зрителей с проектами, где применяется робототехника.

Участниками «Гефеста» станут наиболее известные театральные команды из Москвы, Японии, Италии, Великобритании, Франции, Испании, Белоруссии. В афише — спектакли для зрителей всех возрастов. А также выставки механических и электронных кукол, в том числе кукол Владимира Захарова из Театра живых кукол «2+ку», памяти которого и посвящен фестиваль. Кукольный мастер ушел из жизни в этом году. «Кукла — самодостаточна, — говорил он. — Вставьте в нее механизмы, и она сможет обходиться без вас».

— Кстати, никто из коллег Захарова так и не смог разгадать, — рассказывает директор фестиваля и художественный руководитель Московского театра кукол Борис Голдовский, — за счет чего в изобретенной мастером «кукле на запястье» двигаются ручки, ножки и пальчики. И вряд ли уже разгадает.

Фестиваль получил имя «Гефест» в честь древнегреческого бога-кузнеца, покровителя ремесел. Античные авторы приписывали Гефесту создание многих самодвижущихся механизмов.

— Сегодня, как это ни удивительно, — говорит Голдовский, — приходит время «потомков» самодвижущихся изобретений Гефеста — «время автоматов». На сцене появились электронные театральные куклы с дистанционным управлением. Первую из них сделал в 1996 году французский художник Завен Паре. И эти куклы пришли на смену куклам других технологических систем — марионеткам, петрушкам, теневым фигурам, вертепным, тростевым, планшетным куклам.

Сотрудники японской компании Maywa Denki, которые изобрели музыкальный инструмент отаматон, привезли на фестиваль «Нонсенс шоу» / Фото: Пресс-служба московского театра кукол

Создатель первой в мире электронной куклы профессор Института искусств и дизайна (Бразилия) Завен Паре смог приехать в Москву. Он и его коллеги из других стран — Стивен Моттрама, Ясуко Сенда, Анна Константинова, — провели мастер-классы, посвященные истории и технологии создания роботов в театре.

— Использование роботов для изображения театральных персонажей становится даже модным, — рассказывает Паре, — рожденные воображением инженеров в роботехнических лабораториях, они подобно театральным куклам постепенно нарабатывают качества артистического существования. По крайней мере, в Японии это явление в последние годы переросло в жанр...

Удивительно, но даже в застывшем состоянии роботы, кажется, скрывают в себе драму.

— То, что для нас было научной фантастикой, — продолжает Завен Паре, — становится реальностью — миром, в котором они завтра и вправду смогут существовать.

Так что же наиболее интересного увидят столичные зрители в эту неделю? Японская компания Маywa Denki, специализирующаяся на производстве эксцентричных, креативных музыкальных инструментов и инновационных игрушек, покажет на открытии фестиваля «Нонсенс Шоу» с демонстрацией странных музыкальных инструментов — непредсказуемых и оживающих на глазах у зрителей машин.

Британский художник и всемирно известный кукольник Стивен Моттрам, разработавший уникальный язык, который исследует отношения между электронной музыкой и движением объекта, представил спектакль «Парашют».

Итальянский театр Di Filippo Marionette показал спектакль «На нитях», где куклы без слов рассказывают, о чем молчат марионетки. А испанская компания Aravake продемонстрировала в цифровом театре теней спектакль «Борьба за огонь».

Московский театр «Таратумб» обратился к творчеству Стругацких и показал «Гадких лебедей». А старейший в столице Московский театр кукол, который отмечает свое 90-летие в этом сезоне, — «Слона» по рассказу Александра Куприна.

КСТАТИ

В Москве сегодня работают 8 кукольных театров: 7 из них городские и один — федеральный.

Читайте также: Спектакль с Лановым прервали из-за плохого самочувствия актера

amp-next-page separator