Москвичка Елизавета Салихова на книжной ярмарке на ВДНХ. Девушка предпочитает старые добрые бумажные книги электронным: шелест страниц ничто не заменит / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

За счет чего держится книжный рынок и что его ждет в новом времени

Развлечения

Книги давно пытаются приговорить к вымиранию. Но они продолжают жить. За счет чего держится книжный рынок последние десятилетия и что его ждет в новом времени?

Что бы ни говорили пессимисты про отказ современного человека от чтения книг, статистические выкладки немного успокаивают: книжный рынок в течение последнего десятка лет растет. Рост небольшой — 1–2 процента, но стабильный. И это доказывают доходы московских издательств. Так, в прошлом году, по данным издателей, средний прирост выручки крупных компаний, занимающихся выпуском книг, составил порядка 8 процентов. В условиях, когда популярность литературы среди подрастающего поколения в принципе падает, это неплохо.

За счет чего же книжный рынок держится на плаву? По данным экспертов в области книготорговли, основными драйверами рынка стали рост интернет-канала продаж, увеличение популярности нон-фикшн (не художественная, а документальная проза: книги полезных советов, хроника и т.д.) и стремительная динамика в сегменте электронных и аудиокниг. И по прогнозам, именно за счет этих «трех китов» книжный рынок продолжит развиваться до конца 2020 года.

Файл тебе в ухо

Генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда считает, что определяющими трендами минувшего десятилетия стал радикальный рост мобильного интернета. Это четвертый драйвер, придающий ускорение книжному рынку. А где мобильный интернет, там на первое место выходят аудио- и электронные книги.

— Минувшие 10 лет стали определяющими для электронной и аудиокниги, — подтверждает мысль коллеги генеральный директор одного из крупнейших книжных интернет-магазинов Сергей Анурьев. — Объем рынка за последние годы вырос более чем в 100 раз, во многом за счет по-явления и развития мобильных приложений, позволяющих скачивать электронные и аудиоиздания, тогда как в 2010 году таких инструментов у пользователя не было совсем. При этом в 2008–2010 годах формат аудиокниги пережил «клиническую смерть»: тогда такие книги продавались на дисках, и в какой-то момент магазины перестали их покупать, а студии — издавать. В 2012 году рынок сталрасти, и формат аудиокниги не просто возродился, но и стал одним из самых востребованных на рынке — он позволяет вовлекать в чтение в широком смысле слова нечитающую аудиторию, предлагая ей альтернативу прослушиванию музыки или просмотру видео.

По прогнозам экспертов, к 2021 году доля электронных книг на книжном рынке может превысить 15 процентов, а выручка — преодолеть порог в 10 миллиардов рублей. Предполагается, что в ближайшие 4 года емкость рынка электронных книг будет расти в среднем на 30 процентов в год.

Где деньги на фонды

Еще одним драйвером развития книжного рынка можно назвать увеличение закупок библиотеками. Конечно, он серьезно проигрывает по эффективности тому же интернету и мобильным приложениям для чтения, но в прошлому году, что называется, сделали погоду книгоиздателям и книгопродавцам.

— Это действительно было заметно в прошлом году, — уточняет президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. — При этом в целом прогноз по росту рынка, я бы сказал, умеренно оптимистичный. Издательской отрасли все еще не хватает открытого диалога с государством о мерах поддержки книгоиздания как неотъемлемой части интеллектуального капитала страны.

А что же сами библиотеки? Как они себя чувствуют в этой электронно-бумажной системе? Можно ли сказать, что увеличение закупок для фондов — это признак светлого будущего?

— Ключевой проблемой остается комплектование, — поясняет Вадим Дуда. — Библиотечная сеть требует миллионы книг в год. В нашей стране ежегодно печатается 450 миллионов книг, но лишь малая часть доходит до библиотек. Отрасли тоже необходима поддержка государства. Финансирование Библиотеки Цинциннати составляет 9 миллионов долларов в год, у нас пока нет сопоставимых бюджетов. Также необходимы совместные с издателями усилия, чтобы решить эту проблему с помощью офлайн-продвижения и развития дистрибуции книг. Это новая возможность как для библиотек, так и для книжной отрасли.

ВЫЗОВЫ И ТРЕНДЫ

Эксперты настаивают, что молодая аудитория читает все активнее и через 10 лет именно она будет формировать рынок.

А также, возможно, она сможет сделать то, чего не смогло сделать поколение 60-х со своими детьми — привить любовь к чтению. Например, в 2014 году только 4 процента аудитории до 25 лет читало книги в электронном формате, 2,1 процента аудитории слушало аудиокниги. В 2019-м эти показатели выросли соответственно до 27,8 и 16,6 процента.

Книга становится мультиформатной.

Переход от твердого переплета к мягкому занял около 500 лет, от мягкого переплета к электронной книге — 50 лет, от электронной к аудиокниге — 5 лет. Потом начали появляться и развиваться подкасты, сериалы, книги-чаты. Но это уже не переключение форматов, а их взаимодополнение. В 2019 году доля подкастов в структуре потребления видеоконтента превысила 23,8 процента (0 процентов — в 2014 году).

Уже сегодня можно отследить, где и на каком месте остановился читатель в чтении или прослушивании книг.

Завтра можно будет анализировать эмоции, которые испытывает человек при чтении. Для этого есть все, даже сейчас. Писатели и издательства начнут переписывать книги после их пилотных продаж, ориентируясь на эмоции читателя.

Искусственный интеллект уже сейчас тестируется при чтении аудиокниг голосами известных людей и написании книг.

Через 10 лет 100 процентов аудиокниг будут создаваться на устройстве клиента любым голосом на выбор, а «легкая» литература будет создаваться по заданным пользователем параметрам — главный герой, место действия, жанр и другим.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМа:

— Определяющей тенденцией прошедшего десятилетия стал взрыв интереса к нонфикшн, связанного с запросом на познание во всем мире — как с точки зрения спроса, так и с точки зрения предложения. Также все более громко зазвучал термин «омниканальность», интеграция нескольких каналов коммуникации в единую систему. Мы видим это на примере электронных книг: наши исследования показывают, что электронный формат не убивает бумагу, как это предсказывалось.

Вадим Дымов, основатель сети книжных магазинов:

— За последние годы очень сильно изменился формат приобретения книги, улучшилось ее качество, дизайн, подача, культура издания стали лучше. И мы снова чувствуем интерес к бумажной книге. 65 процентов наших покупателей — женщины. Многие авторы вернулись в ремесло, а благодаря интернету появились новые авторы, произведения которых, опубликованные в сети, впоследствии насытили и печатный рынок. Сегодня традиционная розница меняется, уступая место новым моделям продаж. Книгопродавцы уже не могут предлагать покупателям только книги. Есть запрос на комплексные продажи, на крафтовые магазины. Книжные точки продаж должны предлагать новые форматы взаимодействия с публикой, становиться социальным пространством, социокультурными площадками. Это ключевое условие выживания офлайн-розницы.

Анна Карпова, директор по развитию бизнеса крупного интернет-магазина:

— Главный тренд прошедшего десятилетия — это, безусловно, диджитализация. В последние годы постепенно меняется, переосмысляется сама структура контента, меняется способ подачи информации. Как правильно говорят: сейчас в интернет-торговле тот, кто бежит быстрее всех, стоит на месте. Нужно не торопиться, а думать. Скажу, что через нашу площадку больше всего книг покупают клиенты в возрасте 25–34 лет. И 75 процентов наших покупателей — женщины.

Страницы листают эстеты

Марина Астафьева, психолог:

— Кто-то называет людей, читающих бумажные книги, старомодными. Я бы, скорее, назвала их литературными эстетами, в полном понимании этого слова. Потому что в современном мире можно получить информацию и доступ к любимым книгам, не выходя из дома. Не надо тратить время на дорогу в магазин или библиотеку, чтобы получить книгу. Не надо искать ей место в квартире для хранения, не надо убирать пыль с книжных полок, не надо утрамбовывать книгу в сумочку, чтобы почитать по дороге. И это важные вещи. С этим не поспоришь.

Но есть категория людей, и речь идет не только о возрастной группе, но и среди молодых (таких, конечно, меньше), которые получают удовольствие от общения с бумажной книгой. Включая тактильные ощущения от соприкосновения, визуальное удовольствие от того, что видишь не просто текст, а книгу — с иллюстрациями, шрифтом, в красивой обложке. Конечно, таких людей становится все меньше и меньше, но они есть. И по наблюдениям, среди причин привязанности к бумажной книге выделяются такие, как одиночество (причем не только в смысле «без семьи», но и одиночество в семье, когда людям не о чем поговорить, у каждого свои дела и увлечения. Другие причины — привычка, отсутствие возможности получения информации из других источников, избирательность (она все больше стала проявляться, так как в интернете много непроверенной информации, люди ищут более надежные источники и находят их в бумажной книге — энциклопедиях, справочниках).

Но появление аудиокниг — это достижение. Это экономия времени, денег, места в доме. Это удобно. Например, можно слушать аудиокнигу в транспорте, почему бы и нет? Сохраняется зрение. Или, занимаясь домашними делами. Но ощущения, восприятие мозгом прослушанного текста, безусловно, будут ниже. Чем больше будет задействовано органов чувств во время чтения, тем лучше будет усваиваться информация. Думаю, именно за этим форматом — будущее.

Камерностью сыт не будешь

Пока книгоиздательства и интернет взращивали нового читателя, а крупные книжные сети заманивали его интересностями и развлечениями, камерные букинистические магазины, торгующие научной литературой и старыми книгами, потихоньку сдавали позиции. Видимо, время классических книжных безвозвратно уходит. Недавно в сети москвичи оживленно обсуждали судьбу легендарного магазина «Академкнига» на улице Вавилова, 55/7, который находится на грани закрытия.

Как такое возможно, недоумевали горожане, ведь магазин на Вавилова — символ, зубр, столп издательства Академии наук. Он был отрыт еще в конце 1950-х и до сих пор сюда любят приходить жители соседних домов. Для многих это просто ритуал, для кого-то способ погрузиться в воспоминания. Шутка ли, магазин работает на одном месте 60 лет — на первом этаже жилого дома, как изначально и было задумано еще при проектировании самого здания. И перестройку пережил, и книжный бум, и спад интереса к чтению в целом, а против правил рынка не устоял. Говорят, что «Академкнига» на Вавилова падет жертвой высокой арендной платы, которую камерный книжный больше не может потянуть. Все-таки одной ностальгией верных посетителей сыт не будет, ею по счетам не расплатишься. Рыночные отношения лишены эмоциональности.

А ведь были времена... По свидетельствам историков, идея создать в Москве сеть книжных магазинов «Академкнига» принадлежала президенту Академии наук СССР Сергею Вавилову. Поскольку она была не государственной, а полностью обеспечивалась академией, магазины были не похожи на обычные советские книжные. В том числе и по набору литературы. В «Академкниге», которая могла себе позволить иную, чем другие магазины, свободу, можно было найти книги, которых в других днем с огнем не сыщешь. Да что говорить, в свое время «Академкнига» на Вавилова была прогрессивным местом. Но те времена прошли. Меняется история, меняются правила игры, меняются и интересы тех, от кого зависит сегодня, жить или умирать подобным камерным книжным. К слову, некоторые эксперты считают, что мода на такой формат камерного книжного магазина может вернуться: не зря же даже те гиганты, которые сегодня торгуют книгами онлайн, начинают открывать маленькие магазинчики с букинистическими отделами. Сегодня многие потребители тянутся к эксклюзивности и «крафту» во всем, а подобные «Академкниге» магазины как раз можно назвать эксклюзивными и крафтовыми.

Однако все это в теории. На практике плакат: «Скоро закрытие» — уже не в первый день украшает витрину книжного. Однако пока магазин продолжает работать. И его персонал надеется, что это «скоро» никогда не наступит.

— Мы думаем, что все наладится, — поделился надеждой с «Вечерней Москвой» продавец-кассир магазина на улице Вавилова Андрей Борисов. — Пока работаем, посмотрим, что будет. Нам никто ничего внятного о нашем будущем не сказал.

Читайте также: Названы самые популярные книги библиотеки МЭШ

amp-next-page separator