кадр из киноальманаха «Последствия войны», 2020 г.

«Последствия войны» глазами молодых режиссеров

Развлечения

В преддверии Дня Победы, 4 мая, в свет выходит киноальманах «Последствия войны». Четыре фильма-короткометражки, уместившиеся всего в полтора часа экранного времени, — это погружение с головой в поствоенное время, прыжок в прошлое, совершенный молодыми режиссерами Алексеем Беляковым, Сейраном Тевфиковым, Георгием Заозерским и Иваном Касимовым.

Современный кинематограф часто обвиняют в легковесности, не редки и споры о том, имеют ли право наши современники что-либо снимать или писать о войне, особенно на фоне многочисленных попыток перелицевания истории. Но четыре данные короткометражки — анализ не войны, а ее последствий и послевкусия в чисто человеческом, нравственном и моральном смыслах.

9 мая 1945 года в Великой Отечественной была поставлена точка, после которой началось новое предложение — история выхода из войны, отразившейся на всех сторонах жизни отдельных людей и государств. Война, безнравственная по своей сути, проявляла в людях все лучшее и худшее точно лакмусовая бумага, а по завершении продолжала вершить их судьбы. Но что способны увидеть в событиях далекого уже прошлого глаза молодых и что могут почувствовать в том времени их сердца? Это и показывает альманах, размышлять над которым зрителям предстоит по окончании просмотра.

кадр из киноальманаха «Последствия войны», 2020 г.

К слову, в фильмах вы увидите и звезд кино, но в основном там задействован молодой актерский состав, интересный сам по себе и явно с большим потенциалом. О чем же фильмы? О человеческом и горьком. Альманах открывает короткометражка по знаменитой новелле Владимира Набокова «Бритва». Набоков, кстати, писал ее в 27 лет — тоже молодым, а напечатал в берлинском «Руле». Помните сюжет? Брадобрей по кличке Бритва принимает клиента, некоего «лысого господина», в котором узнает мучившего его немца-садиста. Обнаженное горло клиента и острая брита в руках брадобрея — его искушение и проба на человечность. Одно движение — и свершится кровавое возмездие за муки, прекратившиеся после удачного побега, то есть по сути — по случайности. Но побеждает другое, высокое, вопреки всему сохранившаяся человечность, и возмездие происходит, но без убийства. Надо сказать, что фильм, конечно, будет записан отдельной, особой строкой в биографии двух блистательно сыгравших в нем актеров — Игоря Савочкина и Николая Дроздовского.

Рассказ о непреодолимом и потому губительном влечении немца к еврейке, чувствах, способных поселиться в сердце даже безумного нациста, основан на реальной истории. Письмо с признанием в любви от врага и гонителя прекрасная Лия Штайн получит спустя много лет, уже после расстрела немецкого коменданта Германа Фишера, оказавшегося неспособным обуздать свою патологическую и запретную с точки зрения фашистов любовь. И он, безжалостный к чужой, также запретной, но великой любви, вызовет омерзение и удивительное по своей природе сострадание, а сыгравший своего непростого героя Александр Хотянцев — интерес и желание посмотреть другие его работы.

И «Послевкусие», фильм, снятый по знаменитой драме Леонида Зорина «Варшавская мелодия», запомнится надолго не романтичным флером обреченной любви, а именно как огромная драма двух людей, нашедших друг друга в послевоенном лихолетье и обреченных на потерю этой любви и расставание (Ксения Щербакова — Геля, Валерий Ушаков — Виктор). И только одно слово прозвучит в безмолвной кинодраме «Сын», где сокуровская глубоковесность кадра и красота российских просторов наполнятся невыносимой болью от самой страшной для матери утраты, а два человека, потерявшие в жизни все, найдут опору друг в друге ради того, чтобы жить и помнить…

Посмотрите эти фильмы, они стоят и просмотра, и обсуждений. И вселяют уверенность, что будущее у нашего кино есть.

Деньги, собранные от показов, все платформы перечисляют на нужды ветеранов.

Читайте также: Ирина Безрукова: Мой возраст в кино самый невостребованный

amp-next-page separator