Григорий Остер: «Детская книга — это специальное устройство»
Знатоки утверждают, что этими коротенькими историями писатель открыл оригинальный жанр, как когда-то придумал жанр «вредных советов».
«Вечерка» отправилась домой к Григорию Остеру, чтобы поговорить с писателем и отцом пятерых детей о книгах, о чтении и об отношениях детей и «этих», то есть взрослых.
Григорий Бенционович, что такое интересное вы подметили в жизни детей и их родителей, что даже новую книжку про это сочинили?
Все мои книги, даже сказочные истории, построены на взаимоотношениях разных поколений и разных характеров. Новые книги про то же, про что я писал всегда, только другим образом и другим способом сделанные: дети в этих историях действуют как взрослые, а взрослые — как дети.
И огромное количество ситуаций, которые люди не видят, потому что у них глаз замылился, становятся ясными, когда персонажи меняются местами.
А можете привести пример?
Пожалуйста. Многие родители считают своим долгом научить ребенка не жадничать. Я во «Вредных советах отцам подрастающих детей» уже говорил: если вы стремитесь, чтобы ребенок отдавал свои игрушки, то не забывайте покупать ему каждый день новые. Потому что для ребенка взять и отдать игрушку — это очень серьезный поступок.
Взрослые смотрят на это одними глазами, а ребенок — совершенно другими. Чтобы помочь увидеть взрослому эти разные точки зрения, я беру ситуацию и переворачиваю ее вверх ногами. И рассказываю историю под названием «Смертельные котлеты от жадности» про папу, у которого была замечательная, красивая жена, мама мальчика. Как папа был доволен, что она купила себе новое платье, и даже на радостях пошел с ней во двор погулять. И все соседи и друзья восхищались мамой. А папа еще больше стал ее нахваливать, ведь мама еще и котлеты вкуснейшие жарит. И соседи стали просить папу дать прогуляться по двору с его женой.
И как в результате он не на шутку разнервничался...
И много у вас таких историй?
Предостаточно. Вот вышло уже две книги, сейчас завершил третью и работаю над четвертой. Думаю, что будет еще продолжение.
Эти книги как для детей, так и для взрослых. Я вообще считаю, что детская книга — специальное устройство для взаимоотношения взрослых и детей, детей и взрослых. Поэтому я всегда писал детские книги так, чтобы взрослым тоже было там что читать и чтобы было интересно.
А чем вообще детская книга отличается от взрослой?
В двух словах об этом не скажешь. Понятие детской книги — оно плавающее. Есть ведь большое количество книг, которые писались для взрослых, но они, как дрейфующие льдины, постепенно отошли в сторону детской литературы. Ну, например, «Путешествия Гулливера». Когда Свифт их писал, ему и в голову не могло прийти, что этой книгой будут зачитываться дети. Видимо, что-то есть в этой литературе, что очень нужно детям.
Кстати, а когда лучше ребенка учить читать? Есть много противников раннего чтения, как и раннего развития.
Здесь такая ситуация. Буквы — это вторая сигнальная система, это абстрактное мышление. И оно формируется полностью у ребенка к четырем годам. Поэтому психологи предостерегают: если ребенка начать учить буквам тогда, когда у него еще не сформировалась вторая сигнальная система, то он может сойти с ума. Потому что будет думать, что все предметы имеют значение. И не только буквы, а вот этот стул что-то значит. Но есть дети, у которых вторая сигнальная система формируется уже в два года. Поэтому их можно учить читать и раньше. Так что если ребенок хочет и стремится читать, это замечательно, и не стоит этому препятствовать.
Но сегодня родители жалуются, что дети не хотят читать.
Они не читают по нескольким причинам. Главная из них — им не читают взрослые. Да и сами взрослые не читают, дети их не видят с книгой. Не читают взрослые — не будут читать дети.
Кстати, исчезновение бумажной книги вовсе не означает, что исчезнет литература. Книга и литература представляют одно целое в нашу эпоху.
А пройдет время, и это будет не так. Бумажную книгу спокойно заменит планшет. И он может выглядеть абсолютно так же, как книга. Ну, как первые автомобили выглядели как кареты, а потом поменяли свою форму. Ведь что нам нужно от книги? Чтобы появлялись символы — буквы — и мы их читали, а для детей еще нужны иллюстрации. Они могут быть движущимися, как мультики.
А в какой форме будет книга, нам трудно себе представить.
СПРАВКА
Писатель Григорий Остер родился и вырос в Ялте. Говорит, что именно в таком теплом, мягком климате, у моря и должен жить ребенок.
Писать начал в ранней юности. Сочинял стихи. А потом взялся писать для детей. И считает это вполне естественным — как подросток хочет поскорее вырасти, так взрослый стремится вернуться в детство.
Служил на Северном флоте, а в 1970 году поступил на отделение драматургии Литературного института им. Горького в Москве.
Окончил его в 1982 году.
Автор сценариев популярных мультфильмов — «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Обезьянки» и художественного фильма «До первой крови».
Создал оригинальный жанр — «вредные советы», и теперь в Интернете можно увидеть массу его последователей. «Вредные советы» Григорий Остер пишет не только для детей, но и для непослушных бизнесменов, молодых отцов, «вкусных и здоровых» женщин.
Также он автор оригинальных задачников по математике и физике.
В 2004 году по предложению администрации президента разработал сайт «Президент России гражданам школьного возраста».
НОВЫЕ «ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ»
- Не жди, когда попросит мама,
Чтоб ты ей чем-нибудь помог,
- Если на тебя кричат родители —
Вряд ли ты услышишь что-то новое.
- Кончай валяться на диване,
Уйди из дома на часок.
- Если друг на друга, то прислушайся —
Почерпнешь немало интересного.
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ОТЦАМ ПОДРАСТАЮЩИХ ДЕТЕЙ
- Если интересуетесь, что чувствует пятилетний ребенок, когда вы на него сердитесь, сходите в зоопарк, залезьте в вольер к слону и хорошенько его раздразните.
- Уважайте детский труд, ведь ребенку иногда требуется несколько часов упорных усилий, чтобы создать тот беспорядок, который вы застаете, возвращаясь вечером домой.
- Донесите зарплату до дома, и примерно половина ваших отцовских обязанностей будет выполнена.
- Не требуйте от ребенка невозможного. Сначала сами попробуйте доесть эту кашу.