Екатерина Образцова: Дедушка умел угадывать вещи
«Вечерняя Москва» поговорила с режиссером Екатериной Образцовой, внучкой великого кукольника, о Сергее Владимировиче, о театре, в котором она служит уже четверть века, о днях минувших и дне сегодняшнем…
— Екатерина, созданному Сергеем Образцовым театру в сентябре исполнится 90. Как он пережил пандемийный 2020-й и чем живет сегодня?
— Пережил без преувеличения героически. Столько роликов мы выпустили для нашей страницы в социальных сетях! Работа шла каждый день — кто-то писал сценарии, кто-то делал кукол... А недавно вот выпустили премьеру — спектакль «Чиполлино». Это моя режиссерская работа. Музыку к спектаклю написал Александр Журбин, костюмы и декорации создала молодая художница Александра Павлова. И, конечно, давно идет подготовка к юбилейному фестивалю.
— Сергей Владимирович советовал вам идти в режиссеры? Дед разглядел в вас искру?
— В нашей семье не было принято вмешиваться в такие дела, уговаривать или отговаривать. Всегда, когда в моей жизни возникала ситуация выбора, близкие расходились по разным комнатам и говорили: «Катя, принимай решение, мы тебе мешать не будем». Так же было, когда мне предложили в одном из театров должность главного режиссера, но для этого я должна была вступить в партию. И тогда тоже все разошлись по комнатам... В партию я не вступила и главным режиссером не стала. У нас в семье никто не имел партбилета. При этом диссидентских настроений в домах не витало. А дедушка, кстати, называл себя беспартийным коммунистом.
— Вы как-то рассказывали, что дед любил в свой выходной объезжать родственников и потом в одном из домов все собирались за накрытым столом. Какие разговоры за ним велись?
— В основном о том, кто чем жил в последнее время, у кого какие планы на ближайшее время. Не было такого, чтобы дедушка требовал отчетов, кого-то за что-то распекал или пускался в воспоминания. Он вообще прошлое не вспоминал, предпочитал говорить о будущем.
— Ради дедушки готовилось какое-то блюдо, которое он особенно почитал?
— У него была двоюродная сестра тетя Софа, которую мы все очень любили. Вот я внучка Образцова, а актер Женя Цыганов — внук тети Софы. Так что мы с ним брат и сестра. Кстати, сейчас подумываем об одном совместном проекте… Так вот, тетя Софа, наполовину татарка, готовила перемячи, это такие беляши татарские. Таких вкусных я не ела никогда и нигде. И дедушка их обожал и поэтому с особой радостью ходил с нами в гости к тете Софе. А когда пойти не мог, просил: «Ой, у меня концерт, а вы идете к Софке! Принесите и мне беляшек!» Мы, конечно, принесем, он вечером ест этот перемяч и нам говорит: «Ага, завидуете? Я ем, а вы только поглядываете!» Мы: «Нет, мы это ели с пылу с жару, а ты — подогретое!» Вот так пикировались. (Смеется.)
— Актерство в повседневной жизни в Образцове проявлялось?
— Актером дедушка был на сцене, а в жизни просто человеком. Он никогда не звездил, не зацикливался на чем-то одном, ему все было интересно, он прекрасно разбирался в литературе, живописи, музыке... В театре был непререкаемым авторитетом, истинным хозяином. И при этом настоящим интеллигентом, умеющим руководить большим творческим коллективом, никогда ни на кого не повышая голоса.
Дедушка очень дружил с мастерами по куклам, с художниками, он же сам ВХУТЕМАС окончил, живописный и графический факультеты. С друзьями-художниками они ездили на Арбат, когда там разрушали старые дома, на этих руинах они находили какие-то старые вещи, которые потом приводили в порядок. Дедушка был из тех людей, которые умеют угадывать вещи. Все, что он где-то подбирал или приобретал за копейки, а потом приводил в порядок, неизменно оказывалось уникальным.
Так, одна картина, которую Сергей Владимирович купил за какие-то смешные деньги, как потом выяснилось, принадлежала кисти французского художника Себастьяна Бурдона, жившего в XVII веке, любимого художника кардинала Мазарини. Его работы украшают многие музеи мира. Сейчас та картина висит в нашем Пушкинском музее.
— Вы ведь и в кино снимались, и ставили драматические спектакли, но выбрали кукольный театр. Дань семейной традиции?
— У меня папа был главным художником Московского театра кукол на Спартаковской улице, мама — там же актрисой, потом перешла в Центральный театр кукол, которым руководил дедушка. Я действительно росла в особенной атмосфере. Однако прежде чем сделать тот выбор, о котором вы говорите, я прошла свой путь, очень для меня важный. И я благодарна родителям и дедушке, что они мне в этом не мешали. Я работала актрисой в театре «Сфера», режиссером-постановщиком в мультипликации — у меня много фильмов. Кстати, чтобы этим заниматься, я, уже имея театральное режиссерское образование, должна была снять дипломный фильм во ВГИКе. Его принимал сам Герасимов и пятерку поставил! Потом была работа на телевидении, я снималась в кино… То есть я перепробовала все.
А еще у меня была антреприза, с которой мы с моим большим другом Виталием Соломиным объездили весь мир. В спектакле «Клетка», который я поставила, играли Виталий, Дмитрий Назаров, Наталья Красноярская. Потом мы вдвоем с Соломиным отправились в Нью-Йорк на его сольное шоу. Это было на Бродвее, в театре «Круг в квадрате». Он играл свои основные роли, а я ему подыгрывала на английском — была даже городничим в «Ревизоре». Прижимистые американцы нас сразу спросили: «Вы за славу будете играть или за деньги?» — «В каком смысле?» — «За славу — это значит, мы дадим рекламу, но денег не будет». Мы: «За славу!» Такие были бессребреники! Зато о нас рассказала «Нью-Йорк таймс». И был полный зал.
— Почему для вас было важно испытать себя в разных, по сути, профессиях?
— Потому что шишки, которые я набивала, были только моими, и, если случался успех, это был только мой успех. Зато в этот театр я пришла с немалым профессиональным и человеческим багажом.
— Правда, что в юности вы хотели стать археологом?
— Да, тяга к этому делу у меня есть. В детстве я жила на даче у Еланских. Клавдия Еланская и Илья Судаков — это были знаменитые мхатовцы, актриса и режиссер. Судаков — это описанный у Булгакова в «Театральном романе» Фома Стриж. Дочь Клавдии Николаевны Екатерина была лучшей подругой моей мамы, а с ее сыном Сашей Коршуновым, который сейчас народный артист, мы вместе росли. Так вот, рядом с той дачей был курган, на котором я вела свои «раскопки» и однажды приволокла оттуда собачий череп. Меня так ругали, что тащу в дом разную заразу! При этом я, конечно, читала Германа Шлимана, плакала, когда проезжала мимо раскопок, потому что не могла выйти и там остаться… А еще я, между прочим, могла стать крутым математиком.
— Увлекались этой наукой?
— Я училась в английской математической школе, куда вызывали моих родителей и говорили, что в их семье растет великий математик. Помню, придем в гости, и кто-то обязательно попросит: «Катя, помножь-ка 2678 на 2555» — и я мгновенно выдавала результат. Подобное бывает у детей, но это временное явление. Я в это же время и рисовала хорошо, и стихи писала. Но однажды упала в обморок, мне сделали какую-то электроэнцефалограмму с кучей датчиков. Врач, увидев результат, сказал маме: «Если ваша девочка будет жить как жила, у нее впереди лет пять, не больше, потому что мозг от такой интенсивной работы стареет. Но я бы посоветовал несколько месяцев не давать ей считать, читать и писать. Тогда, возможно, опасность минует». В общем, я не читала и не считала и через три месяца перестала быть вундеркиндом. Цифры уже не складывала. Когда я стала поступать в театральный институт, учительница математики пыталась меня переубедить, она хотела, чтобы я шла в университет на математический факультет. А когда поняла, что уговоры бесполезны, сказала: «Ну, в режиссуре тоже, наверное, умные люди нужны». (Смеется.)
— Вы рассказали, что Сергей Образцов обладал способностью «угадывать» вещи. Вам это умение передалось?
— Не знаю. Но я так же, как дедушка и мама, которая была его лучшим другом, люблю блошиные рынки. У меня в доме все… заблошинино. Искать жемчужное зерно в этом развале — что может быть интереснее? Сравнить могу только со сбором грибов. Меня папа и мама пристрастили — с самого маленького возраста брали c собой по грибы. Так что блошиные рынки — это мое любимое занятие за границей, а у нас — грибы!
Основатель Центрального театра кукол Сергей Образцов руководил созданным им театром до конца жизни. 22 июня исполнилось 120 лет со дня рождения этого актера и режиссера.