Антон Орлов сегодня / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Президенту понравилось

Развлечения

Главный дирижер президентского оркестра Антон Орлов, который вскоре отметит 55-летие, рассказал «Вечерней Москве» о тонкостях своей работы.

Достаточно взглянуть на «красный уголок» квартиры Антона Орлова, чтобы понять, чем занимается ее хозяин. Пианино производства немецкой фирмы «Смит и Вегнер» 1899 года с латунными канделябрами, с толстыми восковыми свечами на верхней крышке буквально приковывает взгляд. Напротив старинного инструмента, точно букет в вазе, на полке шкафа, хранится с десяток дирижерских палочек.

— Пианино родители купили у знакомых, когда мне еще семи не было, — начинает рассказ Антон Николаевич, отвечая на мой вопрос о том, как же становятся главными дирижерами президентских оркестров.

Классическое образование

Настоящий образовательный процесс начался, когда его приняли в среднюю музыкальную спецшколу имени Гнесиных в класс виолончели.

— При этом о необходимости беречь музыкальные пальцы не задумывался и в хоккейных воротах с удовольствием стоял, шайбы ловил, — вспоминает Орлов.

В девятом классе он в составе кларнетового квинтета стал победителем и обладателем Гран-при международного конкурса «Концертино Прага». Два года службы в армии в танковых войсках чуть было не оборвали мечты о музыке: отравление парами нитрокраски на несколько месяцев вывело из строя молодого человека.

— Красил зимой в казарме тумбочки и кровати два дня подряд, в результате отнялись правая рука и обе ноги. Спасали меня врачи госпиталя Бурденко. Потом пришлось заново учиться ходить, — рассказывает Антон Орлов.

В период обучения в вузе в 1991 году Антона Орлова пригласили на должность концертмейстера группы виолончелей в Национальный театр хорватского города Сплит. А вот возвращение на родину для молодого музыканта оказалось совсем непростым.

Антон Орлов во время развода караулов в Кремле, 2005-й / Фото: Из личного архива Антона Орлова

Боевое крещение

Начало 90-х мало кто вспоминает добрым словом. Военные действия в Югославии вынудили Антона Орлова выехать в Москву.

— Из - под авианалетов и бомбежек выбрался, а дома нарвался на танки: вернулся в самый разгар путча, 19 августа 1991 года, — вспоминает он с усмешкой.

Два года с постоянной работой не везло: работодатели с неприязнью реагировали на его заграничную командировку. Кто-то по старой советской традиции, а кого-то попросту душила зависть. Не смутило это «пятно» в биографии лишь кремлевскую кадровую службу. В канун 93-го года объявили набор в расширяющийся образцово-показательный оркестр комендатуры Московского Кремля. И Антон Орлов получил должность оркестранта-виолончелиста. 11 января 1993 года вышло распоряжение Бориса Ельцина о создании Президентского оркестра. Резкому скачку в карьере молодого оркестранта неожиданно посодействовал главный военный дирижер Павел Овсянников: место военного дирижера было вакантным.

— На одну из традиционных церемоний награждения госнаградами артистов, ученых, передовиков труда приказным порядком поставил меня к дирижерскому пюпитру, — сегодня весело вспоминает Антон Орлов.

Тогда ему было не до смеха.

— В черном смокинге я стоял с бледным лицом, подгибающимися коленками и трясущимися руками. А куда было деваться?

Правда, музыкальное задание оказалось несложным. Нужно было только вовремя распознавать момент, когда Борис Николаевич был готов приколоть награду на грудь очередному счастливцу, и подать сигнал фанфарам, дабы они зазвучали.

— Овсянникову все же досталось от службы протокола. Для всех моя новая роль явилась неожиданностью. Возмущался и тогдашний директор ФСО Юрий Васильевич Крапивин. Но как-то Овсянников сумел оправдаться перед начальством, — пожимает плечами мой собеседник.

Фото: Из личного архива Антона Орлова

Звездное окружение

Дирижеру Президентского оркестра, конечно, не раз приходилось работать со звездами отечественной сцены. Орлов признается, что прима нашего балета Екатерина Максимова на первых репетициях с балетом многим помогла ему как дирижеру. А ей как-то пригодился его опыт.

— В спектакле «Дон Кихот» у балерины, танцевавшей партию Китри, никак не получались обязательные 32 фуэте, даже за день до премьеры. Максимова сердилась, а потом вдруг, возможно в шутку, предложила этой несчастной обратиться за подсказкой ко мне, — рассказывает Орлов. — Я вспомнил свои восстановительные упражнения после того временного паралича. Чтобы снова начать ходить, мне приходилось прислушиваться к своему телу, изучать механизмы его движения. Я понимал, что молодая балерина плохо держит спину, слишком рано выбрасывает ногу и ее поневоле клонит в оркестровую яму.

На следующий день премьера прошла без запинки, и все 32 фуэте получились блистательно.

Не может мой собеседник не похвастаться и удачей в розыгрышах. Творческим людям даже за «зубцами» без них жилось бы скучно. Однажды случилось дирижеру Орлову разыграть такую величину отечественной эстрады, как Иосиф Кобзон.

— Инициатором оного был главный звукорежиссер ГКД Юрий Гриц, — точно оправдываясь, заявляет Антон Николаевич. — Во дворце пафосные телевизионные концерты шли под «фанеру». А Юрий Леонидович предложил одновременно с записью выступить оркестру по-настоящему, как раз во время исполнения Кобзона, который на обычных концертах всегда пел вживую. И вот я склонил голову в сторону Иосифа Давыдовича перед началом песни, точно спрашивая: «Можно ли начинать?» Он удивился. Фанера, зачем спрашивать? А оркестр грянул вживую, при этом совпав с фонограммой. Конечно, заговорщики Гриц и Орлов всех музыкантов посвятили в свой замысел заранее. Растерявшийся вначале Кобзон был вынужден запеть. И так два раза подряд: за «Песней о Родине» зазвучала «Моя Москва».

— После концерта Кобзон спросил: «Как ты это делаешь? Ни один дирижер не сможет попасть в начало фонограммы, да еще два раза подряд, да еще с целым оркестром в придачу!» — улыбается Орлов.

Фото: Из личного архива Антона Орлова

С первыми лицами

В октябре 2004 года Антон Орлов стал главным военным дирижером Президентского оркестра.

— Так было заведено, что любое официальное застолье с участием президента завершает песня «Подмосковные вечера». Помню, как с Владимиром Владимировичем Путиным у нас словно невидимая связь установилась. Наблюдая, как он пьет чай с десертом, как наклоняет уже почти опустошенную чашку, я догадывался, что настает момент для прощальной композиции, — объясняет Орлов.

Во времена президентства Дмитрия Анатольевича Медведева с «Подмосковными вечерами» случился незначительный, но все же казус. Та же церемония чаепития подходила к концу. И, как обычно, по мановению дирижерской палочки финальный музыкальный номер отзвучал, но…

— Я увидел, что Дмитрий Анатольевич, допив чай, вовсе не готов завершить званый ужин. Только оглянувшись на его супругу, еще не выпустившую чашку из руки, я догадался, что в дуэте в той обстановке первую партию играла она. Только после того как Светлана Владимировна допивала свой чай, торжественный прием считался завершенным, — разводит руками мой собеседник. Мол, вот какие случаются превратности в протоколе.

С тех пор Антон Орлов давал отмашку на «Подмосковные вечера» лишь на последнем глотке Светланы Медведевой.

Первая леди государства вскоре отблагодарила главного дирижера личным рукопожатием.

Невозможно обойти вниманием еще одно орловское нововведение. На столах, за которыми обедали или ужинали участники церемоний, рядом с приборами традиционно раскладывались книжечки с текстами выступлений гостей и хозяев, а также меню. При Орлове добавились программки музыкальные. Он стал подбирать произведения с учетом вкусов высоких гостей.

— Все началось с визита премьер-министра Италии Сильвио Берлускони. Я выяснил, что в молодости он увлекался сочинительством эстрадных песен. Одну из них мы ему и сыграли. Берлускони был счастлив, — вспоминает Антон Николаевич.

Похожую мизансцену можно было наблюдать и во время застолья с венесуэльским президентом Уго Чавесом, когда внезапно прозвучала зажигательная народная песенка «Качуча». А после того как с Президентским оркестром национальную индонезийскую песню исполнил президент Индонезии, Владимир Путин уже стал требовать от Орлова представлять к каждому торжественному приему полный список запланированных к исполнению музыкальных произведений.

— Как правило, услышав родные аккорды, иностранные гости менялись, становились словоохотливее и добрее… Не забуду встречи с королевой Таиланда Сирикит. Мы сыграли для нее сочинение короля Таиланда. Она так расчувствовалась, что подошла ко мне и позволила дотронуться до кончиков ее пальцев. А у них, между прочим, согласно обычаям, прикасаться к членам королевской семьи в принципе никому нельзя. Путин смотрел на меня с одобрением, — с улыбкой вспоминает Антон Николаевич.

Увы, в 2018 году должность главного дирижера Президентского оркестра была упразднена, и полковник Антон Орлов вышел в отставку.

Деятельность оркестра продолжается, но уже в другом формате. А Антон Николаевич сегодня как музыкальный руководитель Международного парамузыкального фестиваля открывает миру талантливых ребят, в том числе из самых глубинок нашей огромной страны и зарубежья.

amp-next-page separator