Хочу на пенсию: при каких условиях можно отправиться на «незаслуженный отдых»
Молодые россияне внезапно собрались на пенсию: социологи заявили, что около половины опрошенных считают, что 40 лет — это идеальный возраст для того, чтобы уйти на отдых. Вот «Вечерняя Москва» и выяснила, при каких условиях можно отправиться на такой «незаслуженный отдых».
Если верить данным опроса, проведенного «Ингосстрахом» и НПФ «Социум», 47 процентов жителей страны считают идеальным возрастом выхода на пенсию диапазон от 41 до 50 лет, 31 процент называют 51–60 лет. Семь процентов россиян и вовсе готовы выйти на пенсию до 30 лет, а пять — с 31 до 40 лет.
Только-только мы собрались обвинить молодых сограждан в стремлении к тунеядству, как заподозрили, что речь идет совсем о другом явлении.
Оказывается, они планируют опираться на накопительную пенсию (15%), доходы от сдачи недвижимости в аренду (13%), инвестиций в ценные бумаги (13%) и доходы от предпринимательской деятельности (18%). Возможно ли это?
Движение экономных
В 2010 году появилось и стало активно распространяться по всему миру движение FIRE. Его создатели рассказывали, как жить таким образом, чтобы рано достичь финансовой независимости и уйти на пенсию: много откладывать, мало тратить и инвестировать.
В России это движение большой популярности не сыскало, но и полностью стороной не обошло. Какие-то принципы просочились.
Один из представителей движения в стране Антон Крупин (имя и фамилия изменены) о ранней пенсии задумался, когда ему исполнилось 26.
Логика FIRE, по слова Антона, очень простая: с возрастом сил работать меньше, а жить хуже не хочется.
— Ключевой момент: тратить на жизнь нужно меньше, чем зарабатываешь. А остальное надо вкладывать, чтобы получать пассивный доход, — объясняет Антон.
Юрист Александр Найденко решил копить на раннюю пенсию, когда увидел, какими будут выплаты его мамы. Сейчас ему 26 лет, для достижения цели молодой человек инвестирует в фондовый рынок.
— Идея ранней пенсии состоит в ежемесячном накоплении капитала на фондовом рынке в надежных компаниях, — говорит он. — За 10–15 лет таких пополнений можно сколотить приличный капитал. Если получать налоговые вычеты, реинвестировать дивиденды и купоны, то люди увидят результат, и это даст им возможность подстраховаться на случай форс-мажоров с работодателями. Ведь чем старше мы становимся, тем более жестким становится к нам рынок труда. Да и просто давайте допустим, что человек захотел сделать что-либо важное. А позволить себе уйти с работы хотя бы на месяц способен не каждый.
Александр уточняет, что отнюдь не собирается после выхода на пенсию сидеть сложа руки.
— Речь о том, что в других странах называют базовым доходом. Идея утопическая, но чувствовать себя более независимым от работодателя и государства намного лучше, чем работать до тех пор, пока наши жизненные силы не покинут нас. Чиновники называют пенсионный возраст возрастом дожития. Я бы назвал это возрастом выживания, ведь не каждый взрослый человек сможет прожить на 15 тысяч рублей. (После 80 лет фиксированную выплату поднимают в два раза и пенсия становится больше, но и пенсионеров старше 80 намного меньше). Хотелось бы на пенсии не думать о деньгах на базовые потребности: еду, коммунальные услуги, лекарства и медицинское обслуживание.
Вариант не для всех
Доцент экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин подчеркивает, что такой вариант раннего выхода на пенсию, как у Антона и Александра, подходит не всем.
— Речь идет о так называемых рантье, которые могут к годам 40–50 накопить достаточный объем средств, чтобы на эти накопления можно было жить. Это реально для пяти процентов населения, и то в случае, если у них будет очень рациональное потребление, они будут экономить и эффективно вкладывать деньги. Также важно, чтобы эти средства не украли мошенники, чтобы не разорились банки и инвестиционные фонды, в которые они будут вкладываться...
Эксперт отметил, что в стране примерно пять процентов жителей имеют доход выше 100 тысяч рублей. Большинству же не хватает денег, чтобы покрыть текущие расходы.
— У нас в регионах 30–40 тысяч считается хорошим уровнем заработной платы. При этом в магазинах цены везде одинаковые. Как с этих средств что-то накопить?
Понизить пенсионный возраст до 40–50 лет тоже нереально, считает эксперт.
— Текущие налогоплательщики фактически платят деньги пенсионерам. С учетом того, что у нас население стремительно стареет, увеличить нагрузку на работающих граждан не выйдет. Пенсионный возраст должен быть именно таким, какой он есть сейчас, если мы хотим платить пенсию хотя бы на уровне прожиточного минимума. Можно, конечно, перейти к государственной пенсионной системе, ликвидировав посредника в виде социального фонда. Пару лет назад уже объединили Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, образовав единый социальный фонд. Так удалось немного сэкономить. Хотя эта мера была промежуточной. Посредник, который тратит 5–7 процентов средств на свое содержание, все равно остался. Если мы ликвидируем социальный фонд и передадим его функции уже имеющимся у нас органам социальной защиты, где-то на год можно будет пенсионный возраст снизить — до 55 лет у женщин и 60 у мужчин. То есть, оптимизируя управленческие расходы, мы сможем в лучшем случае вернуться к предыдущей модели.
Чтобы добиться выхода на пенсию в 40–50 лет, надо для начала решить демографические проблемы. Сделать так, чтобы в несколько раз вырос коэффициент рождаемости.
— То есть надо, чтобы на семью приходился не один ребенок, а три-четыре. Когда эти дети будут трудоспособными, мы сможем сократить пенсионный возраст.
Эксперт напомнил, что существуют льготные варианты выхода не пенсию, например, для военных. Есть так называемая северная пенсия: если работаешь в условиях Крайнего Севера, можно отойти от дел раньше на несколько лет. Есть вредные производства, но на такой работе за раннюю пенсию вы расплачиваетесь своим здоровьем и образом жизни. Еще один вариант обеспечить свое будущее на пенсии — рожать больше детей и воспитывать их так, чтобы потом рассчитывать на их финансовую поддержку.
О сильных и слабых
Часто бывает так, что во время разговора о сложностях на работе молодые шутят, что хотят на пенсию. Судя по упомянутому ранее исследованию, выходит, что это и не шутка вовсе. Совсем иначе на вопрос о пенсии реагируют люди старше 40. Их перспектива стать нахлебниками, перестать быть полезными для семьи и общества, потерять какие-то навыки и статус не привлекает.
— Люди, которым сейчас 50–60 лет, были взращены на постсоветском пространстве. Это поколение выживших, — отмечает психолог Иван Андрухов. — Если вспомнить 1980–1990-е, то там человек либо работал, либо физически мог умереть от голода. Это страшное время, и какие-то паттерны поведения эти люди могли пронести через всю жизнь.
Психолог вспоминает выражение: «Трудные времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена».
— Безусловно, когда в жизни молодых людей нет этого момента выживания, они хотят наслаждаться жизнью. Понятно, что, выбирая между тем, чтобы восемь часов поработать на заводе или потратить это время на то, чем им хочется заняться, молодые выберут второе. Они умеют чувствовать, наслаждаться. И порой они этих удовольствий хотят очень много. В таких шутках о выходе на пенсию видна банальная потребность — пожить для себя так, как им хочется.
Старшие же считают, что надо жить так, как этого требует общество.
Какая из этих позиций правильная, а какая нет, психолог судить не берется:
— Каждый сам выбирает свою жизненную стратегию. Главное, чтобы его образ жизни не вредил другим. Если вам комфортно жить так, «как правильно», это ваш выбор и ваше право. Главное, чтобы вы не пропагандировали свое мнение как единственно верное. Если же вы живете так, «как хочется», важно, чтобы это не мешало другим. Обе позиции имеют право на существование. Вопрос лишь в здравых нормах.
МНЕНИЕ
Александр Кутенев, доцент кафедры геронтологии, физической и реабилитационной медицины:
— С человеческой точки зрения я понимаю, почему люди хотят выйти на пенсию, например, в 50 лет. Многих не удовлетворяет зарплата, работа, отношения внутри коллектива. Хочется просто избавиться от этих трудностей. Однако есть люди, которые готовы работать очень долго. Есть примеры и в нашей медицинской среде. По какой причине они не уходят? Им нравится работа, она приносит удовлетворение не только материальное, но и духовно-эстетическое. Люди довольны своей профессией, считают ее благородной, интересной, важной для общества. Если человек понимает, что он нашел свое место, он готов работать, несмотря на препоны.
К слову, трудности, которые мы преодолеваем на работе, по пути на работу, стимулируют иммунитет. Работающий человек живет достаточно активной жизнью. После выхода на пенсию все сложности исчезают. И, к сожалению, появляются заболевания. Нет сдерживающего фактора, который ведет человека дальше. Впрочем, ритм жизни со временем все равно заставляет пенсионера чем-то заняться. Если человек хочет повышать качество жизни, он начинает искать новую работу.
Вообще пенсионеры — самая уязвимая часть населения. Во всех странах, даже самых благополучных. Например, в Швейцарии им тоже приходится подрабатывать, потому что уровень жизни очень сильно падает. Выходя на пенсию, человек чувствует, что ему не хватает денег. Достаточно большие коммунальные платежи, медицинские расходы. Не забывайте, что люди с возрастом начинают болеть, нужно покупать лекарства и обращаться к врачам. Это большая финансовая нагрузка, и человеку приходится искать подработку. Для кого-то это определенное насилие над собой, но с другой стороны, это цель — поддержать свое здоровье. Хуже всего — потерять цель. Когда это происходит, проявляется реальная старость. Это может произойти в 40 лет, а может и в 70.
На самом деле нельзя сказать, какой возраст оптимален для выхода на пенсию. Есть такое понятие — биологический возраст. Это интегральный показатель здоровья. У кого-то в 50 лет биологический возраст 70, у кого-то 30. Если биологический возраст очень большой, наблюдается износ организма, снижается инициативность, физическая сила. Соответственно, человек не может работать. А еще важный фактор — психологическое состояние. Его можно корректировать, но в наших традициях обращаться к психологу для решения таких проблем не очень популярно.