Фото: Pixabay

Какие налоги могут не платить пенсионеры

Финансы

Пенсионеры и предпенсионеры в России частично или полностью освобождены от некоторых налогов. Срок уплаты налогов в этом году установлен до 1 декабря. Если пенсионер не освобожден полностью от уплаты налогов, то не позднее 10 октября ему придет об этом налоговое уведомление. От каких налогов могут быть освобождены пенсионеры, разбиралась «Вечерняя Москва».

Какие налоги не платят пенсионеры

Кандидат юридических наук, руководитель ГК «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин в беседе с «Вечерней Москвой» объяснил, что пенсионеры и предпенсионеры в России полностью или частично освобождены от уплаты следующих налогов:

  • на имущество в отношении определенных видов недвижимости;
  • земельный налог (если площадь участка составляет не более шести соток, в иных случаях налог начисляется на сумму превышения);
  • транспортный налог (льгота устанавливается местными властями на уровне региона);
  • налог на доходы физических лиц (им не облагаются пенсионные выплаты и пособия, но на вклады и другие доходы он распространяется).

Налог на имущество платят собственники недвижимости. На основании Налогового кодекса РФ пенсионеры не платят налог на имущество каждого типа: жилые дома, квартиры или комнаты, гаражи, машино-места, хозяйственные постройки (до 50 квадратных метров), мастерские, ателье, творческие студии. Важно, чтобы недвижимость не использовалась в коммерческих целях. А если у пенсионера в собственности находится несколько объектов каждого типа, то к последующим видам имущества можно применять вычет: тогда налоговая база, с которой рассчитывается налог, снизится на кадастровую стоимость этих долей.

Транспортный налог является ежегодным обязательным платежом, который вносят владельцы зарегистрированных транспортных средств. Льготы на него устанавливают региональные власти. В некоторых регионах пенсионеры могут быть полностью освобождены от уплаты транспортного налога или получить скидку на это. В Москве статус пенсионера не является основанием для освобождения от уплаты транспортного налога: категории граждан, имеющие на это право, перечислены в статье 4 Закона города Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге».

Земельный налог выплачивают владельцы земельных участков за право ими владеть и их использовать. Пенсионеры и предпенсионеры освобождаются от него, если в их собственности находится земельный участок площадью шесть соток и меньше либо он расположен на территории с режимом ЧП, ЧС или КТО и в отношении жителей принято решение об эвакуации. Это касается всех видов земельных участков, расположенных на территории России. Региональные власти могут устанавливать дополнительные льготы для пенсионеров.

В случае продажи квартиры пенсионеры и предпенсионеры платят налог. Он рассчитывается по ставке 13 процентов, если доход от продажи не превышает 2,4 миллиона рублей, и по ставке 15 процентов — если доход свыше 2,4 миллиона рублей. Если пенсионер купил новую квартиру после продажи старой, то налог начисляют на разницу между продажей и покупкой. В некоторых случаях пенсионеры могут не платить налог:

  • срок владения недвижимостью составляет больше трех лет (если жилье унаследовано) или больше пяти лет;
  • недвижимость стоит менее миллиона рублей либо был применен вычет на эту сумму из налогооблагаемой базы;
  • продажа недвижимости была по цене покупки или дешевле.

Налог на вклады пенсионеры платят в случае, если процентный доход за календарный год превышает не облагаемую налогом базу в данном налоговом периоде. Если инвестиционные доходы вкладчика составили не более 2,4 миллиона рублей за год, то НДФЛ уплачивается по ставке 13 процентов. Если доход превысил 2,4 миллиона рублей, то ставка составляет уже 15 процентов. Процентные доходы человека за год по всем счетам и вкладам суммируются.

Необлагаемый доход рассчитывается по формуле: максимальную ключевую ставку Центробанка за год умножают на один миллион рублей. В 2025 году максимальная ключевая ставка составляла 21 процент, поэтому необлагаемый процентный доход равнялся 210 тысячам рублей. Из общей суммы процентных доходов человека за год по вкладам и счетам вычитается необлагаемый лимит. Если доход превышает этот лимит, НДФЛ начисляется только на сумму превышения.

Военные пенсионеры, которые ушли со службы в силовых ведомствах по выслуге лет, освобождены от отдельных налогов и страховых взносов в общем случае, если иное не установлено региональным законодательством. Если у них нет статуса ветерана боевых действий, то они уплачивают транспортный налог на общих основаниях и могут рассчитывать только на региональные льготы.

Что делать, если льгота есть, но налоги продолжают начислять

Брызгалин подчеркнул: освобождение от некоторых налогов не означает, что пенсионеры вовсе не платят их. Нужно разбираться в каждом конкретном случае, по каждому объекту налогообложения.

— По общему правилу освобождение пенсионера от налогов проводится автоматически. Раньше это делали по заявлению, но сейчас по закону наступление пенсионного возраста является юридическим фактором, который включает льготу в действие, — указал собеседник «ВМ».

С учетом автоматизации и цифровизации многих процессов налоговые органы сами должны замечать наступление пенсионного возраста и применять льготу самостоятельно. Однако во избежание каких-либо недоразумений с налоговыми органами (например, сбоя при передачи информации) пенсионеру лучше не ждать получения льготы, а самому отреагировать на возможность ее оформления.

— Кроме того, по некоторым региональным льготам есть требования относительно того, что пенсионер должен сам подать заявление. В разных субъектах РФ есть свои правила касательно этого, — отметил эксперт.

Если пенсионер обнаружил, что ему все же насчитывают налоги, от которых он должен быть освобожден, то ему необходимо обратиться в Федеральную налоговую службу через личный кабинет или в письменном формате.

— Нужно написать заявление и приложить документы, которые дают право на льготу. Налоговый орган должен отреагировать. А пенсионеру необходимо следить за уведомлениями, которые приходят от налоговой инспекции: если он видит неточность, нужно отреагировать на нее в течение 30 дней, — обратил внимание Брызгалин.

Если не отреагировать на неточность своевременно, после 1 декабря налоговая служба спишет налоги, а пенсионеру придется обращаться в суд и доказывать там, что он имел право на льготу, а налог с него взыскали необоснованно, добавил собеседник «ВМ».

С началом осенней рассылки налоговых уведомлений мошенники стали использовать различные схемы обмана россиян. Как не стать жертвой аферистов при уплате налогов, выясняла «Вечерняя Москва».

amp-next-page separator