Сообщается, что емкость будет безвкусной и внешне похожей на желе / кадр из фильма «Послание в бутылке»

СССР и наши дни: как предприятия утилизируют стеклянные бутылки

Финансы

Как возобновить сдачу бутылок в пункты приема стеклотары, обсудят в министерствах природы, промышленности и торговли, а также экономического развития РФ. Соответствующее поручение дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Эксперты рассказали «ВМ», как эта система работала в СССР и какими силами реализовать ее в современных реалиях. 

— Вариантов стеклотары в Советском Союзе было значительно меньше, чем сейчас. Каждый завод, выпускавший вино, разливал его в такие же бутылки, как и соседний. А теперь существуют защита от подделок, фирменная и оригинальная бутылки. Это значит, что в наши дни большая часть тары пойдет не на вторичное использование, как раньше, а в переплавку, потому что для всех изготовителей нужное количество емкостей специфической формы не наберешь. Это очень сложная логистика, и компании просто не приспособлены к формату другого производства. Я полагаю, что все стекло пойдет в «бой» и в процессе вторичной переработки будут делаться новые бутылки, — подчеркнул историк, москвовед Михаил Коробко.

По его словам, в период СССР подразумевалось, что каждая бутылка будет использоваться вторично. Тару с любым дефектом не принимали, поскольку она могла взорваться на конвейере. 

— Тогда пустая посуда нигде долго не валялась. Это же доход как для детей, так и для определенной категории населения. Были люди, которые собирали бутылки, чтобы сдать их, а на вырученные деньги купить спиртное. Такие и сейчас будут. И в наше время сбор стеклотары хорошо отразится на окружающей среде, будет намного чище, — рассказал Коробко.

Он отметил, что мы постепенно переходим к раздельному сбору мусора, а прием стеклотары — безусловно, некий шаг в этом направлении.

— В СССР за емкость можно было получить половину от изначальной стоимости товара. Например, пустая бутылка из-под кефира стоила 15 копеек. Сейчас с ценами будет немного по-другому — около пяти–семи рублей за единицу. По сравнению с советскими временами, когда винная бутылка стоила 15–20 копеек, «копейки». Но и тогда часть тары могли не принять из-за отсутствия ящиков под нее. Были очереди в пункты приема. Думаю, что и сейчас даже в больших городах найдутся люди, желающие подзаработать, — заключил историк. — Я за данное предложение.  

Своим мнением с «Вечерней Москвой» поделилась депутат Московской городской думы, председатель комиссии по экологической политике Зоя Зотова

— Если раньше была концепция по обращению с отходами, нацеленная на их захоронение, то сегодня основная задача — уменьшить количество мусора и максимально извлечь из него дополнительную пользу. Для этого есть конкретное решение. С 2019 года мы не можем просто выбрасывать мусор в общие контейнеры и закапывать. Нужно везти на переработку все: бумагу, пластик, полиэтилен, стекло и металл. С офисной мебелью и оргтехникой будут разбираться чуть позже, в 2020–2021 годах. Я думаю, что нельзя одномоментно решить этот вопрос. Но тем не менее уже есть магазины, которые принимают пластмассу с помощью фандоматов, — сказала депутат МГД.

Сейчас в округе переработчики установили более 50 сеток для раздельного сбора мусора / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Зотова в этом плане выступает только «за». Ведь мусор, который лежит на полигоне, нескоро разлагается и успеет нанести вред экологии.

— Но мы знаем, что в Москве в соответствии с законом от декабря 2018 года действует трехлетний период на реализацию системы мер по обращению с отходами. Имеется в виду организация раздельного сбора мусора, создание сортировочных и перерабатывающих предприятий как в целом по России, так и в столице. Инициатива, связанная с приемом стекла, очень даже нужная, полезная и своевременная. Считаю, что она будет востребована у москвичей, — отметила Зоя Зотова.

Она также сообщила, кто и как должен разбираться с этим вопросом.

— Существует ответственность производителя. Он обязан или сам утилизировать свою продукцию, оставшиеся бутылки и упаковки, или заключить договор с подрядчиком. Для этого в Москве работают региональные операторы, отвечающие за сбор, транспортировку, переработку и захоронение отходов. В общем, у бизнеса два варианта: либо платить экологический сбор, который пойдет в бюджет, и отходами будет заниматься государство, либо выстроить всю логистику по их переработке на своем производстве, — считает глава комитета.

Она уточнила, что сначала многие производители планировали перечислять экологический сбор. Но и тот в конечном счете повышается.

— Большинство будет искать возможность утилизации мусора самостоятельно или найдет компанию, которая сделает все за них. Первое, к слову, может быть выгодно производству. Оно сможет пускать материал на вторичную переработку, — уверена Зоя Зотова.

Читайте также: Какая судьба ждет пластиковую посуду в России

amp-next-page separator