Если у получателя денег заведены карты или счета в нескольких банках, он может заранее определить, в каком из них он хочет получать переводы через СБП / Фото: pixabay.com

Где находится банк без очереди и как туда попасть

Финансы

Банк без очереди — в него ходят все большее число москвичей. Где он находится, как туда попасть, что нужно сделать, чтобы общение с ним было максимально комфортным? Разбираемся вместе с «Вечеркой».

Дистанционное общение с учреждением, которое хранит, а иногда и приумножает наши сбережения, — вещь не только современная, но и крайне удобная. Перевести деньги, пополнить счет, открыть вклад, внести взнос по кредиту, оплатить покупку или квитанцию ЖКУ — все это давно уже можно сделать, не выходя из дома. Был бы мобильный телефон, планшет или компьютер.

Воображаемый офис

Помимо умных гаджетов дистанционное общение с банком предполагает, разумеется, наличие доступа в сеть интернет. Но первый визит в виртуальную реальность, как правило, все равно не обходится без посещения банковского офиса — для подключения услуги «интернет-банк». Впрочем, технологии не стоят на месте, и все большее число финансовых учреждений соглашаются активировать ее через сеть или с помощью банкомата, то есть опять-таки без личного общения с операционистом.

Заходить в интернет-банк можно с каждого из гаджетов через обычный браузер, а можно — с помощью планшета или сотового телефона — через специальное мобильное приложение (что, как правило, намного удобнее).

Что можно делать в виртуальном банковском офисе? Практически все то же, что и в офисе реальном: узнавать, какие суммы на каких счетах и картах у вас имеются; смотреть историю транзакций и выписки по счетам; оставлять заявки на оформление страховки, кредита, депозита или новой карты; перераспределять деньги внутри своих счетов или переводить их на счет другого человека или организации; оплачивать услуги ЖКХ, телефон, ТВ, интернет.

Большинство финансовых операций внутри интернет-банка абсолютно бесплатны, за некоторые придется заплатить комиссию, но она обычно бывает гораздо ниже той, что возьмут с вас за те же транзакции в офисе.

Большинство упомянутых выше операций доступны сейчас и в мобильном банке, хотя начинался он всего лишь как сервис SMS-оповещений о транзакциях. Как правило, его подключают уже при получении карты, в противном случае за этой процедурой следует сходить в отделение банка. После активации услуги каждая транзакция по карте будет заканчиваться отправкой вам на телефон SMS-уведомления о ней. Это помогает контролировать деньги на счете и следить, чтобы ни одна операция не прошла без вашего ведома. Главные отличия от интернет-банка — лимит по операциям и суммам, которыми вы можете оперировать (обычно они ниже, чем в интернет-банке), и платность услуги.

На автомате

Еще одно преимущество виртуального посещения банка — это автоплатежи. В принципе, их можно оформить и обычным порядком, но с интернетом контролировать или изменять их гораздо проще. С помощью автоплатежей удобно рассчитываться за услуги, которыми вы пользуетесь регулярно, — оплачивать мобильную связь, интернет, коммуналку, налоги, платежи по кредитам и т.д. Достаточно раз заполнить специальную форму, указав, какую сумму и какого числа нужно будет списывать деньги с карты, и надолго забыть о необходимости платить по счетам.

Оформить автоплатеж можно через мобильное приложение или личный кабинет на сайте компании, услуги которой вы хотите оплачивать таким образом, но тогда вам придется указать в профиле данные банковской карты, с которой будут списываться деньги. Более надежный способ — настроить автоплатеж в интернет-банке (если, конечно, поставщик услуг значится в списке его клиентов), через мобильное приложение, личный кабинет на сайте банка или платежный терминал в отделении.

Процедура предельно проста: выбираем нужную компанию из меню, указываем сумму, дату (например, 20-го числа каждого месяца) и время, в течение которого будут списываться деньги (например, два года). Таким же образом можно навсегда избавиться от головной боли по пополнению счета мобильного телефона. Если привязать автоплатеж к балансу мобильника, он будет пополняться всякий раз, как только сумма на телефоне понизится до определенного уровня.

В некоторых случаях за автоплатежи банки могут брать комиссию, так что стоит заранее ознакомиться со всеми условиями оформления этой услуги.

В некоторых случаях за автоплатежи банки могут брать комиссию, так что стоит заранее ознакомиться со всеми условиями оформления этой услуги / Фото: pixabay.com

Справедливости ради стоит сказать, что иногда автоплатеж настигает тот или иной сбой. Как действовать в данном случае?

Вариант первый. Технический сбой. Если он случился у провайдера, это может привести к тому, что настройки автоплатежа слетят и деньги в нужный день с карты не уйдут. Что делать: зайти в интернет-банк и восстановить настройки. Если последствия сбоя повлекли за собой санкции со стороны получателя платежа (например, вам начислили пени или штраф за просрочку), стоит оспорить этот штраф. Если технический сбой случился в банке, это может привести к тому, что платеж спишется на несколько дней позже, чем запланировано, что, в свою очередь, может привести к штрафам за просрочку (например, если с помощью автоплатежа вы выплачивали кредит). Что делать: направить в банк заявление о несогласии со штрафом и просьбой провести внутреннее расследование. Банк должен вернуть штраф за просрочку, ведь задержка произошла по его вине. После этого нужно выяснить, успел ли он внести в вашу кредитную историю информацию о просрочке. Если да, нужно добиться от финансового учреждения обновления данных.

Вариант второй. Компания-получатель сменила реквизиты, письмо с сообщением об этом вы пропустили, и очередной платеж не прошел. Что делать: отредактировать настройки автоплатежа в интернетбанке, поместив туда новые данные; позвонить в банк и выяснить, куда отправились деньги и как их вернуть назад. Обычно при оплате по недействительным реквизитам банк отправляет их на специальный счет, а потом — в течение недели — возвращает обратно. Но если такого не произошло, стоит прояснить этот вопрос.

Вариант третий. Вы забыли отключить автоплатеж. Такое бывает. Например, исправно автоматом платили за интернет одному провайдеру, а сменив его, забыли оформить отказ от услуги. Что делать: отключить первый автоплатеж и обратиться к получателю для возврата денег.

Вариант четвертый. Вы «словили» на гаджет вирус, и мошенники настроили автоплатеж под себя. Например, оформили регулярное списание небольших сумм на свой счет — в надежде, что в ворохе SMS о совершенных транзакциях по карте незаметно затеряются и оповещения об этом. Что делать: как можно быстрее отключить автопополнение; почистить гаджет антивирусом; сменить пароли от мобильного банка и личного кабинета; написать заявление в банк о возврате денег по автоплатежам мошенников; набраться терпения (стандартный срок рассмотрения таких обращений — месяц). Правда, на компенсацию стоит рассчитывать, только если доступ к вашим счетам злоумышленники получили по вине банка.

Как по максимуму избежать неприятных инцидентов с автоплатежами? Изучите условия, которые предлагает вам банк по этой услуге, — проверьте, есть ли комиссия, будут ли вас информировать о сбое автооплаты и каким способом и т.д. Назначайте даты автоплатежа с запасом (перечисление денег и в обычных условиях может занимать два-три дня, а в случае технического сбоя и того дольше). Периодически контролируйте платежи, вовремя отключайте услугу, обновляйте реквизиты получателя по мере необходимости. Хорошей защитой от мошенников может стать отдельная карта или счет — ежемесячно на нее стоит переводить ровно ту сумму, которую «съедают» ваши автоплатежи. Так вы обезопасите свою основную карту, особенно если у нее есть овердрафт. Подключите SMS или push-уведомления по всем банковским картам, которыми пользуетесь, чтобы быстро узнавать о платежах, которые вы не совершали, и вовремя их оспаривать.

Счет на секунды

Повальная цифровизация принесла нам еще одно полезное новшество — перевод денег на свою или чужую карту по номеру телефона. Такие переводы доступны сейчас клиентам банков, подключенных к Системе быстрых платежей (СБП). Сейчас к этой системе присоединилось большинство крупнейших российских банков.

В чем преимущества такого рода платежей? В простоте и быстроте. Ведь для перевода нужны только номер телефона получателя и название банка, в котором у него открыт счет. Вам не придется узнавать номер его карты или счета, долго вбивать все эти цифры в окошко платежа, а потом еще и проверять, правильно ли вы их вписали. Перевод занимает всего несколько секунд — в отличие от обычного, который может идти до адресата несколько рабочих дней.

Если у получателя денег заведены карты или счета в нескольких банках, он может заранее определить, в каком из них он хочет получать переводы через СБП (это можно сделать, например, в личном кабинете на сайте банка или в мобильном приложении).

Кстати, в этом случае отправитель сразу поймет, в какое финансовое учреждение уйдут его деньги — при оформлении платежа в списке банков — участников СБП он увидит напротив нужного пометку «Выбран получателем».

Как именно делается банковский перевод по номеру телефона? Допустим, вы хотите перевести деньги со своего счета в банке А на счет друга в банке Б. Убедитесь, что оба банка есть в списке участников СБП. Зайдите в свой интернет-банк или мобильное приложение. Выберите опцию «Перевод по номеру телефона». Вбейте туда телефонный номер получателя (можно выбрать из списка контактов). Укажите сумму перевода. В списке банков — участников СБП найдите выбранный вашим другом. На экране появится информация о переводе: сумма, размер комиссии, имя, отчество и первая буква фамилии получателя. Подтвердите перевод, и вам придет SMS о списании, а деньги поступят на счет друга.

По такой же схеме можно перевести деньги и на свой счет в другом банке.

Если у вас несколько счетов в одном банке, перевод придет на тот, который указан в вашем банковском договоре как счет для любых видов зачислений.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Денис Михайлов, руководитель ГБУ «Мосфинагентство» Департамента финансов города Москвы:

— Развитие интернет-технологий в сфере финансов, цифровизация экономики упростили многие аспекты нашей жизни, но в то же время стали мощным стимулом к развитию финансовой киберпреступности.

Чтобы не стать жертвой мошенников, достаточно придерживаться базовых правил. Установите антивирусную защиту на все гаджеты и регулярно обновляйте ее. Не подключайте к устройствам не проверенные антивирусом флеш-карты, диски и т.п. Для дополнительной защиты своих банковских счетов настройте двухфакторную аутентификацию, позволяющую выполнить вход в устройство или электронный сервис с помощью пароля и номера телефона. Придумайте длинные и сложные пароли и не используйте одинаковые пароли на разных ресурсах.

Не вводите данные банковской карты и не проводите платежные операции, будучи подключенным к публичной сети Wi-Fi, так как реквизиты карты в этот момент могут быть перехвачены злоумышленниками.

Киберпреступники представляются, как правило, работниками службы безопасности банка и сообщают клиенту о подозрительной активности по его карте, для отмены которой просят назвать ПИН-код либо одноразовый пароль из SMS. Благодаря этой информации они получают доступ к счету и снимают с него все деньги.

При оплате товара на сайте стоит убедиться в том, что сайт не перенаправляет на Яндекс/ Qiwi/другой кошелек или на окно для перевода с карты на карту (Card2Card, Perevod na.., Qiwi — повод задуматься!). В коде подтверждения платежа должны быть указаны сумма покупки и название организации, выставившей счет. Добросовестный интернет-магазин, как правило, предоставляет опцию оплаты товара при доставке курьером.

Эксперт Михаил Бедловский начальник управления платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по ЦФО:

— С помощью сервиса быстрых платежей (СБП) гражданин может переводить деньги со своего счета на счет получателя в другом банке по номеру мобильного телефона круглосуточно в режиме онлайн. Отправить деньги с помощью СБП просто: плательщик выбирает в мобильном приложении или online-сервисе своего банка функцию перевода с использованием сервиса быстрых платежей, указывает номер мобильного телефона получателя, при необходимости выбирает банк получателя и вводит сумму перевода. Далее нужно проверить полученные в ответном сообщении данные — имя, отчество и первую букву фамилии получателя, сумму — и подтвердить отправку перевода. Деньги человек получит моментально, важно, чтобы банки плательщика и получателя были участниками СБП. Их список находится в открытом доступе на сайте СБП: sbp.nspk.ru Скоро с помощью СБП можно будет оплачивать налоги, штрафы, коммунальные услуги, переводить деньги от организаций гражданам. Что касается стоимости услуги, Банк России определил тарифы для банков — от 5 копеек до 3 рублей в зависимости от суммы перевода. Это намного ниже действующих тарифов Банка России для подобных сервисов.

Поскольку для банков стоимость переводов в СБП невысока и сервис создавался для повышения доступности финансовых услуг для граждан, Банк России будет следить за тарифами банков и, возможно, ограничивать их максимальный размер.

Читайте также: Средний размер микрозаймов в России побил исторический рекорд

amp-next-page separator