Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

«А как же свадьбы?»: защитники прав против запрета продажи алкоголя гражданам до 21 года

Финансы

В Совфеде предложили ввести новые ограничения на распространение алкогольной продукции, запретив ее продажу лицам моложе 21 года. По словам сенаторов, инициатива особенно важна в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, когда необходимо заботиться об иммунитете граждан.

«Вечерняя Москва» поговорила с председателем Национального союза защиты прав потребителей, руководителем Центра разработки национальной алкогольной политики Павлом Шапкиным, оценившим предложение Совфеда и рассказавшим, как его возможная реализация отразится на рынке алкоголя:

— Надо понимать несколько моментов. Во-первых, предложение поступило не от Совфеда, а от одного из его членов. Кроме того, перед одобрением предложение должны рассмотреть в Госдуме, любой подобный законопроект отправляется к правительству, но до настоящего времени все заключения на такие инициативы были отрицательными, их не поддерживали. Так что не вижу никаких перспектив для перемен в этой части.

Шапкин так же отметил бессмысленность законопроекта в условиях, когда реклама того же пива (пусть и безалкогольного) транслируется по телевизору, а алкогольную продукцию продвигают во время спортивных матчей на стадионах, где многие зрители не просто младше 21 года, но и являются несовершеннолетними.

— К тому же это возраст, когда молодые люди устраивают массу гуляний, праздников, взять хоть те же свадьбы. Сложно представить, что такие мероприятия будут происходить в безалкогольном формате, так что даже не знаю, как администрировать и контролировать такие законы. Да и когда спиртные напитки рекламируются повсеместно, довольно сложно объяснить людям, что им нельзя их покупать и употреблять. Так что, на мой взгляд, законотворцы начинают совершенно не с того конца, — заметил эксперт.

Шапкин посчитал, что начинать любую борьбу за трезвость нужно не с ограничительных мер, а с истребления сцен распития алкоголя в средствах массовой информации:

— Нужно брать и прописывать законы о запрете демонстрации алкоголя. Либо взять уже действующие нормы закона, например, касающиеся информации, которая может нанести вред здоровью детей. На самом деле по нему (закону — прим. «ВМ») даже сейчас нельзя показывать спиртное по телевизору.

Эксперт заключил, что закон о повышении возраста продажи алкоголя едва ли будет принят. Тем не менее если представить, что такая инициатива все же прошла, ничем хорошим она не закончится — и потребители, и продавцы просто уйдут в теневой рынок.

Ранее Минздрав РФ поддержал идею повышения возраста продажи алкоголя до 21 года. По словам замминистра здравоохранения Олега Салагая, ведомство «поддерживает инициативы по увеличению возраста продажи алкоголя, поскольку известно, что потребление алкоголя, особенно крепкого, ассоциировано с повышением риска смерти в трудоспособном возрасте».

Положительно к предложению отнесся и бывший главный санитарный врач России, депутат Госдумы Геннадий Онищенко. По его мнению, не важно, кто станет инициатором закона, «важно, чтобы он был принят».

Читайте также: Приятное изобилие: в Москве снизились цены на некоторые продукты

amp-next-page separator