«Больше, чем просто согреться»: в пунктах обогрева столичные соцработники помогают бездомным сделать первый шаг к нормальной жизни
С 1 ноября Центр социальной адаптации им. Е.П. Глинки традиционно откроет в Москве круглосуточные пункты обогрева для бездомных граждан. Иногда даже разовая поддержка помогает человеку принять решение довериться специалистам и вместе найти выход из сложившейся ситуации.
Для тех бездомных людей, кто еще не обратился за помощью в Центр социальной адаптации им. Е.П. Глинки, именно пункты обогрева могут стать первым шагом на пути к нормальной жизни дома.
— Многие из наших подопечных не верят людям. Кого-то обманули мошенники или работодатели, других предали близкие. После таких трагедий сложно поверить, что есть люди, готовые помочь безвозмездно. В пункте обогрева человек получает помощь, знакомится с нами и постепенно начинает доверять, в конечном счете соглашаясь на поддержку других наших коллег: психологов, юристов, специалистов по социальной работе, — объясняет сотрудник мобильной службы «Социальный патруль» Иван Виноградов.
Большую роль здесь играет профессионализм специалиста на месте. Важно уметь правильно поговорить, найти подход к человеку.
Самое главное, считает Иван, уметь находить контакт с людьми, чтобы выстроить предварительный план действий. Для этого при знакомстве он собирает первичную информацию, которая поможет в дальнейшей работе: имя бездомного, где он раньше проживал, почему оказался на улице. А потом объясняет, как могут помочь в ЦСА. Иногда, для того чтобы достичь успеха, такие беседы нужно проводить не один раз.
— Мы долго общались с мужчиной из другого региона, который попал в трудную ситуацию и оказался на улице. Он приходил в наши пункты обогрева, но никак не решался поехать с нами в центр на Иловайскую улицу. Спустя несколько месяцев разговоров с нами он все же согласился. И в итоге вернулся домой, к родным людям, — вспоминает сотрудник соцпатруля Юлия Волончук.
Юлия помогает бездомным с 2014 года. Она получила образование по специальности «социальная работа» и всегда видела свое призвание в этой профессии.
— Мне нравится помогать людям. Всегда с нетерпением жду периода, когда открываем пункты обогрева. Мы меняем формат работы и стараемся поддержать еще большее количество людей, — дополняет Юлия.
По ее мнению, очень важно распространять информацию о пунктах обогрева. Причем не только ради помощи бездомному, но и для того, чтобы горожане стали более чуткими и внимательными друг к другу.
— Замечаю, что люди стали добрее! Очень многие знают о нас, вызывают патруль. Бывает и так, что бездомный человек сам обращается к прохожему и просит вызвать специалистов. Горожане откликаются и даже дожидаются нас. Чем больше информации, тем больше вероятность, что человек не пройдет мимо того, кому сейчас очень нужна поддержка, — говорит Юлия.
Напомним, мобильные пункты обогрева будут работать круглосуточно до 1 апреля 2023 года возле Белорусского, Киевского, Курского, Павелецкого и Ярославского вокзалов.
По вечерам пункты будет посещать дежурная бригада «Социального патруля», чтобы отвезти желающих в Центр социальной адаптации им. Е.П. Глинки, где люди могут переночевать, получить доврачебную помощь, чистое белье, теплую одежду, а также обратиться за консультацией к соцработнику, психологу или юристу.
КСТАТИ
Если вы увидели на улице бездомного человека, не проходите мимо. Позвоните в службу «Социальный патруль», чтобы ему помогли. Звонки принимаются по телефонам: 8 (499) 357-01-80, 8 (903) 720-15-08 или в единую службу 112.