Курорт на берегу реки: как будет развиваться территория Южного порта
29 января в столичном Стройкомплексе рассказали о том, какое преображение ждет бывшую промзону в Печатниках. Южный порт станет огромной точкой притяжения в мегаполисе.
Вот уже больше десятка лет столичные власти ведут активную работу по превращению некогда заброшенных промышленных зон в современные благоустроенные городские кварталы. Инвесторы все активнее поддерживают этот тренд, вкладывая миллиарды рублей в строительство жилых и деловых высоток, общественных пространств, парков, социальных, культурных и спортивных объектов.
Достаточно взглянуть на карту Москвы и сравнить с тем, что появилось за последние годы. На слуху масштабная реорганизация бывшей территории завода имени Лихачева, промзон на Пресненском Валу и Лужнецкой набережной. Список можно продолжать долго. Стройки развернуты в самых разных точках города. И одной из самых крупных обещает стать Южный порт.
Еще до недавнего времени Москва-река была во многом недоступна для горожан. Преобразить территории у воды стало делом чести, больших инвестиций и одной из важных задач для властей и девелоперов. Промзона Южный порт, как одна из крупнейших площадок, объединила вокруг себя сразу несколько компаний. У каждой из них за плечами самые разные реализованные проекты, но создание нового центра притяжения на юго-востоке Москвы обещает стать самым амбициозным.
— Южный порт в целом — зона активнейшего развития, и мы рассчитываем, что эти объекты будут пользоваться спросом как в масштабах района, так и всего города, — подчеркивает масштаб начавшихся преобразований заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
Сейчас на этой территории находятся автосервисы, склады и много пустырей. Она непроницаема и небезопасна: отсутствует благоустройство, пешеходные связи, Москва-река изолирована от людей, доступа к воде нет.
— Район практически выключен из жизни города, но в будущем ситуация изменится. На берегу появятся жилые кварталы, офисы, общественная застройка и набережная мирового уровня, — подчеркивает главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
Чтобы проект по преобразованию территорий состоялся, инвесторы решили объединиться в ассоциацию. Использовать сначала задумали японский опыт. Проектировщики из Страны восходящего солнца обещали сделать юговосток Москвы новым центром столичной жизни, даже более современным, чем «Москва-Сити». Спустя год с небольшим японцы решили выйти из проекта, и свои идеи выдвинули уже отечественные специалисты. Так, архитектурное бюро Ивана Грекова предложило создать кварталы с высотными доминантами.
— Предусмотрен максимально активный и выразительный силуэт застройки, — отметили в архитектурном бюро. — Фронт застройки вдоль набережной максимально плотный за счет активных стилобатов и первых этажей, насыщенных общественными функциями, сформирована целостная общественно-рекреационная зона.
Помимо жилых небоскребов, очертания которых обещают в очередной раз прославить Москву, на территории Южного порта создадут ряд знаковых объектов. Все они «соберутся» преимущественно у реки.
— Район расположен на одном из красивейших изгибов Москвы-реки, который является еще и самым широким ее местом — более километра, — отмечает Сергей Кузнецов, добавляя, что архитекторам и инвесторам необходимо бережно и обстоятельно подходить к реализации проектов застройки подобных участков. — В мире есть такие территории и целые города. К примеру, Венеция или Брюгге, где вода определяет весь уклад жизни и служит как транспортной артерией, так и местом отдыха, и средоточием деловой активности.
Благодаря принятым решениям Южный порт обзаведется 25 гектарами озелененных территорий. Это как два парка «Зарядье» или один «Музеон». В Печатниках специалисты намерены создать уникальную систему водных объектов разного типа. Тут появится искусственная река, наполняемая водой после дождя. Ее русло образует сеть островов, внутри которых займут свое место уютные тематические детские и спортивные площадки, амфитеатр, места для отдыха и пикников. Среди других объектов — плавучие бани, сухой фонтан и детская площадка с водным оборудованием.
Благоустроят здесь и центральный бульвар с зеленой аллеей и сухим фонтаном. Из окон офисов и домов можно будет наблюдать и местную марину — у набережных можно будет парковать лодки и яхты.
Вообще, вся прибрежная линия Южного порта задумана как последовательность водных рекреационных локаций, включающая рестораны на воде, а также уникальный для столицы понтонный бассейн на открытом воздухе для круглогодичного использования.
— Такого уровня и качества набережная планируется у нас впервые, — заявил Сергей Кузнецов.
А транспортную доступность нового центра притяжения обеспечат не только дороги, но и станция метро «Южный порт». Ее в ближайшие годы построят на Люблинско-Дмитровской линии метро. Так что до московского районакурорта будет буквально рукой подать.
СПРАВКА
Бывшая промзона Южного порта площадью 644 гектара занимает 35 процентов территории района Печатники ЮгоВосточного административного округа. Сегодня 5 крупных инвесторов работают над 4 проектами по реорганизации бывшей промзоны. Первую очередь городского квартала на набережной обещают открыть в 2025 году.
Самый большой проект застройки превысит 1,4 миллиона квадратных метров. Реализовать его планируют к 2042 году. Еще два проекта запустят в 2027 и 2028 годах.
КАК У НИХ
Ассоциация девелоперов Южного порта провела исследование, согласно которому московский проект ничуть не уступает зарубежным образцам благоустройства крупных территорий у воды. Среди примеров в работе приводятся различные мировые города: китайские Шанхай, Чэнду и Нанкин, аргентинский Буэнос-Айрес, датский Орхус, американские Нью-Йорк и Сан-Франциско, а также район Чарльтон Риверсайд в Лондоне (Великобритания).