Все на скачки!
Центральный Московский ипподром, которому в этом году исполняется 190 лет, ждет масштабная реконструкция. Перед столичными властями стоит грандиозная задача — в 2026 году создать объект мирового уровня, отвечающий самым современным стандартам, и в то же время сохранить его исторический облик. В результате в Москве появится один из лучших в мире конноспортивных комплексов, в котором будут содержаться свыше 1000 лошадей одновременно, а у горожан появится еще одно общественное пространство для проведения досуга.
Дорожки Московского ипподрома всегда были одними из лучших в стране, здесь поставлено множество рекордов. Это одновременно и скаковой, и рысистый ипподром, здесь проходили как бега, так и скачки. На языке отраслевого сообщества России это называется испытанием племенных лошадей. Но сегодня ипподром уже не отвечает требованиям и тенденциям развития бегов и скачек. Поэтому правительство Москвы совместно с Минсельхозом РФ разработали проект комплексной реконструкции, а уже в апреле этого года мэр Москвы Сергей Собянин и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев приняли участие в церемонии официального начала работ.
— Инфраструктура ипподрома морально и физически устарела. По сути мы видим разрушающиеся здания и непригодный для конных соревнований стадион. Президентом принято решение возродить центральный ипподром нашей страны. Вместе с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации мы приступаем к работе. Речь идет о полной реставрации главного здания, спортивной зоны, строительстве новых конюшен для тысячи спортивных лошадей. Ну и, конечно, будет выполнено качественное благоустройство как на самом стадионе, так и вокруг него, — отметил Сергей Собянин.
В настоящее время на ипподроме уже завершились подготовительные работы. На месте конного двора и лазарета вырыт котлован: закладывают фундамент для новых построек — модернизированных конюшен, ветеринарного блока.
— Работы ведутся за счет городского бюджета. Территорию ипподрома уже освободили от объектов в предаварийном состоянии и самовольных построек. На площадке ведется устройство фундаментов и вертикальных конструкций новых зданий и сооружений, двухпутных тоннелей для выхода лошадей из конюшен. Кроме того, перед реставрацией исторического главного здания Центрального московского ипподрома проводятся мероприятия, которые позволяют максимально бережно и безопасно ее осуществить. После этого специалисты определяют, какие элементы нуждаются в реставрации и какие дальнейшие действия будут выполнены. Основные работы по реконструкции объекта планируется закончить в 2026 году, — рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов.
Современный конный двор — важнейшая часть проекта реконструкции ипподрома — расположится на месте устаревших зданий и сооружений. В его состав войдут конюшни для скаковых и беговых лошадей, конноспортивный комплекс со встроенными конюшнями, тремя манежами и трибунами, а также гостевые конюшни. Предусмотрен и ветеринарный блок полного цикла: от высокоточной диагностики до оперативного лечения и реабилитации, который построят справа от въезда, со стороны железнодорожной станции. Помимо этого, в состав конного двора войдут бочки и водилки для разминки и тренировки, левады и дорожки для моциона лошадей, хостел для участников соревнований по конному спорту со столовой и спортзалом, манеж для иппотерапии (лечебной верховой езды), а также административно-хозяйственный блок.
Пространство внутри скакового и бегового кругов впервые благоустроят: здесь появится шатровая зона финиша, которая станет дополнительной площадкой для зрителей, а также обустроят площадку для проведения различных культурных и спортивных мероприятий. Для прохода внутрь круга предусмотрен подземный пешеходный переход длиной 250 метров и шириной 4 метра.
Кроме того, построят двухпутный тоннель для выхода лошадей из конюшен и обратно длиной 190 метров и шириной 8,2 метра, а также тоннель для крупногабаритной обслуживающей техники длиной 300 метров и шириной 5 метров.
Зону состязаний приведут в соответствие с международными правилами проведения конных соревнований. Длина призовой скаковой дорожки составит 1,6 километра, ширина — 24 метра, что позволит проводить скачки с максимальным числом участников забега — до 16 голов. Призовая дорожка для рысистых бегов длиной 1,4 километра и шириной 23 метра, включая трехметровую полосу безопасности, будет рассчитана на забеги до 10 голов.
— Специалисты уже приступили к устройству фундаментов конюшен. Аналогичные работы начались и на территории будущего ветеринарного блока. Его оснастят аппаратами МРТ, КТ, рентгеном и системой телемедицины. Там откроются карантинная конюшня, изолятор, реабилитационный центр и пункт допинг-контроля, — говорит руководитель столичного Департамента строительства Рафик Загрутдинов.
Главное здание Московского ипподрома площадью 17 тысяч квадратных метров, которое является объектом культурного наследия регионального значения, восстановят. Как отмечают в Департаменте строительства, специалисты отреставрируют кровлю, фасады, пол, расписные потолки, лепнину и другие элементы интерьеров, а также знаменитые пилоны ворот с конными скульптурами, украшающие въезд на ипподром со стороны Ленинградского проспекта, которые также являются объектом культурного наследия.
После реставрации внутренняя планировка останется неизменной, здесь будут восстановлены тотализаторы. Вместимость основной зрительской трибуны главного здания увеличится почти в два раза — там смогут находиться до 2165 человек. Исторический ресторан на 150 мест с уникальной ротондой с шестью колоннами сохранят. А музей, в котором сохранят память об основных событиях ипподрома, коневодства и конного спорта, расширится в шесть раз — здесь планируется разместить три постоянные экспозиции.
— Мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение уделить особое внимание вопросам безопасности. Концепция подразумевает полное обновление внутренних и наружных инженерных сетей, в том числе новый комплекс противопожарных систем. Логистика передвижения лошадей при проведении беговых, скаковых и спортивных мероприятий продумана с учетом стандартов безопасности, — отмечает Рафик Загрутдинов.
Текущее состояние освещения не позволяет организовывать на ипподроме полномасштабные мероприятия. Тренироваться при таком свете возможно, но проводить бега или скачки, тем более осуществлять трансляции, затруднительно. Современная система освещения позволит работать и при сумерках.
Проектом реконструкции ипподрома также предусмотрено благоустройство прилегающей территории, включая сквер перед главным зданием, беговую аллею. Вдоль фасада с трибунами появится новый пешеходный бульвар, который будет открыт для всех жителей и гостей столицы. Находясь на бульваре, можно будет осмотреть недоступный горожанам в настоящее время декорированный трибунный фасад, посмотреть на тренирующихся на дорожках лошадей, перекусить в кафе, посетить ипподромный магазин, музей, парковую площадку для семейного отдыха.