Ведущий мастер-класса, студент первого курса МГУ имени Ломоносова Александр Шик показывает гостье научного выходного Маргарите Ласе графит и модель его молекулярного строения / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

В Москве прошел научный выходной

Город

22 сентября в столице прошел научный выходной. Юные москвичи погрузились в мир биологии, химии, провели опыты и пообщались с молодыми учеными. «Вечерняя Москва» узнала подробности.

У сцены столпотворение: дети с восторгом смотрят на огромные искрящиеся колбы, из которых на пол волнами опускается белый дым. А в другом углу зала школьники активно замешивают жидкую субстанцию, а затем бьют по ней кулаками. Масса, которая секунду назад была похожа на сметану, при ударе становится твердой, словно камень. Это наблюдение, сделанное ребятами, сопровождается удивленными возгласами.

— Восторг — это первая эмоция, которую, как мы считаем, должны вызывать наши мероприятия, — рассказывает руководитель научного фестиваля WOW! HOW? Тимур Лайшев. — И мы всегда стараемся подготовить такие лекции и мастер-классы, которые смогут справиться с этой задачей.

Фестиваль называется WOW! HOW?, что в переводе на русский означает удивление: «Ого! Как?». В этом году проект отмечает свое десятилетие. В честь юбилея организаторы подготовили тематические мероприятия, которые в конце года подведут гостей к большой новогодней елке. Она станет кульминацией празднования юбилея.

— Перед новогодним представлением раз в месяц, начиная с сегодняшнего дня, будут проходить научные выходные, — уточняет Тимур. — В сентябре для гостей мы сделали широкую программу. На одной площадке они узнали и о биологии, и о физике, и о космосе, и о геологии.

Он добавил, что вчерашнее мероприятие состоялось в таком же формате, как фестиваль WOW! HOW?, который проходил десять лет назад. В одном камерном пространстве были организованы мастер-классы для усидчивых ребят, интерактивные зоны для более активных детей, а также лекции об актуальных новостях науки для них и их родителей.

В качестве спикеров на мероприятии выступали не только состоявшиеся ученые с регалиями, но и молодые специалисты — студенты и выпускники естественно-научных направлений.

— Мастер-классы так же проводили как минимум два кандидата наук, преподаватели школ и университетов. Для нас самое главное — умение эксперта общаться и качественно доносить информацию детям 8–10 лет. Поэтому студентов, заинтересованных в преподавании, мы тоже привлекаем к нашим мероприятиям, — уточняет Лайшев.

Например, студент первого курса биологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Александр Шик рассказывал детям про кристаллические решетки различных веществ: углерода, серы, графита и фосфора.

— Я стараюсь сделать так, чтобы ребятам было интересно слушать. Чтобы на моем мастер-классе они получили новые знания. Поэтому для наглядности я показал детям настоящие вещества, например кусок графита, а также модели их молекулярного соединения. Я заметил, что другие мои коллеги по фестивалю тоже стараются посеять в своих юных слушателях зерно интереса и любопытства к естественным наукам, — подчеркнул парень.

Ученица третьего класса Маргарита Ласе поделилась, что нашла рассказы Александра очень интересными. Девочка хочет стать доктором, поэтому узнать что-то новое из химии ей было полезно. Например, раньше ей было неизвестно, что грифель у карандаша сделан из графита.

— В дальнейшем мероприятия «выходных» будут более узконаправленными. В октябре, например, мы проведем научный квест-игру по химии и физике. По нашему опыту, эти отрасли науки привлекают ребят больше всего за счет своей зрелищности, — рассказывает Тимур Лайшев. — С форматом третьего мероприятия мы еще определяемся. Но оно будет вводить гостей в историю, которую мы расскажем на елке. Дело в том, но на новогоднем представлении мы расскажем об истории Деда Мороза: откуда появился этот сказочный персонаж и как его воспринимают разные народы России: от Камчатки до Калининграда. При подготовке сценария мы нашли огромное количество информации по этой теме, но не все интересные факты удастся вставить в представление. Поэтому часть из них мы расскажем на научном выходном.

В столице активно поддерживают и развивают науку. По данным mos.ru, власти города выделяют гранты на фундаментальные и поисковые исследования, которые проводят московские ученые. Кроме того, в столице регулярно проводятся чемпионаты, помогающие популяризировать науку для школьников, студентов вузов и колледжей. Благодаря этому они могут представить свои проекты и разработки и получить обратную связь от экспертов.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Столичные научные проекты реализуются прежде всего, чтобы улучшить жизнь горожан. На Москву приходится: 17,5 процента всех российских высокотехнологичных компаний; 1/3 сотрудников, занятых в отечественной науке; свыше 200 вузов — 1/5 часть всех высших учебных заведений в стране; 19 процентов несырьевого неэнергетического экспорта. К 2030 году власти планируют почти в 2 раза увеличить количество высокотехнологичных предприятий.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Павел Аристархов, физик, научный сотрудник Московского государственного технологического университета «Станкин»:

— Научные исследования, проводимые в различных областях физики, подтверждают, что мы шаг за шагом приближаемся к новым вершинам. Акцент на инновационные технологии и научные открытия способствует не только экономическому росту, но и улучшению качества жизни. Один из ярких примеров — активное продвижение в области альтернативной энергетики. Исследования в этой сфере показывают, что мы способны создать устойчивые и экологически чистые источники энергии. Это, в свою очередь, открывает новые горизонты для промышленности и уменьшает нашу зависимость от традиционных видов топлива.

Олег Блинов, начальник лаборатории по разработке комплексных тренажеров перспективных транспортных кораблей Центра подготовки космонавтов:

— Сегодня мы продолжаем изучать ближний и дальний космос. Повышаются запросы на освоение транспланетных перелетов Земля — Луна, а также создание базы на южном полюсе нашего естественного спутника для более детального изучения его, дальнего космоса и формирования систем жизнеобеспечения.

amp-next-page separator