Дизайн как двигатель прогресса
В столице подвели итоги национальной премии «Лучший промышленный дизайн России». 31 проект московских предприятий признали победителем. Лучшие разработки выбрали в том числе народным голосованием.
Премия «Лучший промышленный дизайн России» — главный конкурс страны для дизайнеров и производителей, которые создают современные и оригинальные продукты. Победители получают возможность размещать на своей продукции специальный знак «Лучший промышленный дизайн России». Кроме того, финалисты войдут в экспертный совет следующего года, где будут оценивать работы конкурсантов в составе авторитетного жюри, а также участвовать в качестве спикеров в деловой программе тематических мероприятий.
В этом году в конкурсной программе приняли участие свыше 500 проектов более чем из 60 регионов страны в четырех направлениях: предметный дизайн, коммуникационный дизайн, дизайн в индустрии моды, средовой дизайн. Благодаря народному голосованию поддержать разработчиков мог любой желающий.
В народном голосовании приняли участие более 60 тысяч человек. По его итогам награды в номинации «Народный выбор» вручили 25 проектам, из них девять — из Москвы. Например, победители представили вычислительную рабочую станцию, дизайн упаковки сырной продукции и функциональных конфет, а также колье с желтыми сапфирами, спроектированное в программе 3D-моделирования.
Промышленный дизайн давно стал важной составляющей частью жизни. Все, что производят предприятия, — от зубной щетки до автомобиля, должно быть удобным и эстетически привлекательным, не теряя при этом своих основных функций. Именно поэтому важно поощрять авторов лучших проектов промышленного дизайна — они двигают вперед современный мир в целом и научно-технический прогресс в частности.
— Научно-технический прогресс и промышленный дизайн всегда были тесно взаимосвязаны. Можно сказать, что это разные стороны одной медали, — рассказала заведующая кафедрой «Промышленный дизайн», профессор Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова Татьяна Монина. — И то, и другое устремлено в будущее и нацелено как на экономический рост, так и на повышение уровня жизни во всех сферах. Порой бывает сложно определить, что в этой связке первично. Однако с точностью можно сказать, что промышленный дизайн позволяет концептуально заглянуть в будущее и предвосхитить его, задавая вектор научного развития.
По словам Татьяны Мониной, самые передовые разработки в разных сферах промышленности рождаются на стыке таких направлений, как промышленный дизайн и цифровые технологии.
— Их сплав обеспечивает технологический суверенитет — один из важнейших аспектов сегодняшнего дня. Недостаточно обладать современными технологиями — они должны быть востребованы потребителем. Промышленный дизайн позволяет максимально выгодно использовать технологию в продукте с учетом эстетических качеств и пользовательского сценария, сделав его конкурентным и востребованным на рынке, — подчеркнула эксперт.
Этот принцип отлично демонстрирует победитель в номинации «Выбор Москвы» — уникальный гусеничный вездеход Terranica Expedition, который разработан российской компанией Global Terranica совместно с кузовным ателье Cardi. Коммерческий директор кузовного ателье Александр Павлов отметил, что разработка сочетает гибридную силовую установку и футуристичный дизайн, при этом напоминающий кузов автомобиля (см. стр. IV).
А первой наградой, которую вручили на церемонии, стал Гран-при Минпромторга. Его учредили в этом году в честь 120-летия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а завоевал ее проект юбилейного поезда «Иволга». Сотый юбилейный состав создан в уникальном черном дизайне, с которым выгодно сочетаются красные буквы МЦД на корпусе. Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов отметил, что главный результат труда разработчиков «Иволги» — завершение беспрецедентной программы обновления подвижного состава на МЦД.
СПРАВКА
В конкурсе были представлены дизайны готовых продуктов или прототипов транспортных средств, промышленного и медицинского оборудования, оформления производственных пространств, городской среды, а также упаковки лекарственных средств, одежды, продуктов питания. Заявки оценивались по шести критериям: технологическая новизна, экономический эффект, межотраслевое значение продукта, эргономичность, художественная значимость, ориентация на глобальный рынок. В состав экспертного совета премии вошли дизайнеры, промышленники, представители вузов и отраслевых институтов.
От матрешки до смарт-турникета
Конкурс «Лучший промышленный дизайн России» отличает разнообразие проектов и географии участников. Отлично проявляют себя и московские разработчики. Расскажем о самых интересных проектах победителей и участников.
В номинации «Дизайн-продукт: средовой дизайн» первое место заняла разработка производственной компании «Инфоматика» — смарт-турникет «М2030». Это устройство контроля доступа и оплаты проезда нового поколения было разработано специально для транспортной системы Москвы и отличается эргономичностью, функциональностью и безопасностью. Компактный размер помогает увеличить пропускную способность станций на 40 процентов, обеспечив двукратную экономию без необходимости капитальных строительных работ по расширению станций. Кроме того, он адаптирован под все способы оплаты проезда и отличается современным дизайном.
В категории «Дизайн предметов обихода ярким участником стала московская команда дизайнеров «Центрсвет» — она представила публике проект светильника Matreshka Marble, который понравился любителям тренда на русскую культуру.
— Есть образы, формирующие вокруг себя целые миры. Таким является матрешка — деревянная кукла, которая может меняться в деталях, но оставаться узнаваемой и самоценной. Этот объект материального культурного наследия приобрел новые качества в проектах, созданных дизайнерами нашей компании. Форма осталась неизменной — такой матрешку выточил на рубеже ХIХ и ХХ веков мастер Василий Звездочкин, работавший в мастерской купца Анатолия Мамонтова, — рассказали представители «Центрсвета».
Учитывая растущий спрос на русскую культуру за рубежом, проект наверняка будет востребован не только в России, но и в других странах.
Первое место в категории «Дизайн медицинского оборудования» заняла компания «Смирнов дизайн», которая разработала аппараты для лечения ран методом вакуум-инстилляционной терапии. Линейка представлена тремя приборами: для стационарного использования, мобильный аппарат и максимально облегченная по весу мини-версия, предназначенная для домашнего и полевого использования, что особенно актуально в нашей дни. Все три проекта выполнены в единой дизайн-системе. Разработку отличает наиболее компактное и удобное для транспортировки исполнение и образ.
В категории «Дизайн промышленного оборудования» московская группа компаний «Итэлма» представила проект рабочего места водителя для коммерческого транспорта.
— Современное рабочее место водителя оснащается цифровыми панелями приборов и многофункциональными ЖК-дисплеями, которые не просто отображают состояние транспортного средства, но и позволяют выводить на первый план наиболее важные данные, — поделились авторы проекта.
Разработчики ориентировались на пожелания самих водителей, которые проводят за рулем многие часы. Главный акцент в организации рабочего места сделан на простом и лаконичном дизайне, который не утомляет и не раздражает. Все важные элементы находятся под рукой, а сердцем системы является 12-дюймовый сенсорный экран.
Стремиться не к новому, а к нужному
В совет премии «Лучший промышленный дизайн России» входят руководители профильных образовательных программ в ведущих вузах РФ. Они выступают в качестве наставников для юных талантов, а также популяризируют это важное направление деятельности. «ВМ» побеседовала с экспертами о роли и приоритетах современного промдизайна.
Член совета премии, заведующий кафедрой «Дизайн» Московского политехнического университета Юрий Черненко отмечает, что наряду с архитектурой промышленный и, в частности, транспортный дизайн формируют среду обитания человека.
— Практически все, с чем мы соприкасаемся в повседневной жизни, создано с участием промышленных дизайнеров, причем отвечают они не только за красоту. Их первостепенные задачи — сделать удобно, безопасно, комфортно. Тюбик зубной пасты, диван, телефон, домофон — все создано с участием промышленных дизайнеров и улучшено ими по мере возможности, — отмечает Черненко.
Помимо обеспечения безопасности и комфорта людей промышленный дизайн является важным инструментом маркетинга и фактором конкурентоспособности, ведь именно он позволяет сделать товар уникальным, ярким, привлекательным, способствуя его продвижению на рынке. Пример — проект-победитель компании «Технолюкс» — валенки «Филипок», сочетающие традиции и современные технологии, включая трехслойную стельку с фольгой. Как мотивировать развитие промышленного дизайна в стране? Важную роль в этом играет не только проведение конкурсов, но и качественное образование.
— Таланты в сфере промышленного дизайна важно поддерживать так же, как и любые другие достижения. Человеку приятна похвала, а дизайнеру она придает силы и вдохновение, чтобы создавать еще более классные, удобные и красивые вещи. Но чтобы талантливый человек превратился в настоящего профессионала, его нужно многому научить, и самая нужная поддержка для промышленного дизайна сейчас — это поддержка образования. Очень важно, чтобы в стране были собственные специалисты этого профиля, ведь, только если живешь здесь, можно в полной мере понимать потребности людей, их вкусы и предпочтения, — сказал эксперт.
Как создать стоящий продукт? Елена Пантелеева, руководитель магистерской программы «Промдизайн и инжиниринг» НИТУ МИСИС, поясняет, что разработка должна не только исправно функционировать, но и быть максимально эргономичной и одновременно визуально привлекательной.
— Важно, чтобы пользование предметом было понятным без инструкций и перечней. Отдельно стоит отметить новаторские методы и нестандартное решение привычных задач. Проект не должен быть утопичным, важна его реализуемость. Актуальную роль играет использование экологичных материалов и инклюзивный подход. Как призывал один из основоположников технической эстетики в нашей стране Владимир Татлин: «Ни к новому, ни к старому, а к нужному».
ВАЖНО
Факультеты крупнейших московских вузов, готовящие студентов по универсальному направлению «Дизайн», обязательно включают в образовательную программу модуль, посвященный промышленному дизайну. Студенты исследуют принципы эргономики, материаловедения и технологии изготовления, что позволяет им создавать функциональные и эстетически привлекательные продукты, а также развить навыки работы с профессиональными программами.