Знаменитый «дом кардиологов» всегда выглядел футуристично и ярко: сейчас малиновые фасадные панели заменяют на пластик. / Фото: «Вечерняя Москва», Петр Болховитинов

Крылатское: район советских чиновников

Город

У панельных домов на Осеннем бульваре оборудуют пешеходные зоны, на Рублевском шоссе строят новую развязку с Осенней улицей — район быстро развивается, хотя с частью нововведений жители спорят.

О Крылатском «Вечерка» поговорила с жителем района, архитектурным критиком Денисом Ромодиным.

ПОЧЕМУ ЗДЕСЬ

Прекрасно помню, как наша семья решила переехать в Крылатское. В середине 1980-х годов мы делали здесь «привал» по пути на дачу. Глядя на подъемные краны, на лозунги «Мы строим город будущего», мы с родителями загадали: нужно обязательно сюда переехать. И через несколько лет нам это удалось.

Этот район в 1970-е годы проектировался как экспериментальный — наподобие Чертанова Северного.

И разрабатывала его та же мастерская Михаила Посохина-старшего. Большинство домов должны были быть похожи на нынешний «дом кардиологов» — это футуристический корпус из монолитного бетона, планировки которого во многом навеяны домами-коммунами Гинзбурга и Николаева конца 1920-х годов. Но не сложилось — и большинство домов построили из обычных панелей массовых серий.

А вот особое назначение района осталось: его заселили госчиновниками самых разных ведомств и рангов.

РАЙОН

Когда говоришь о Крылатском, сразу вспоминают о «доме Ельцина». Вот он, рядом с тем самым ТСЖ «Кардиолог»: невысокий, кирпичный, на нынешний взгляд даже обшарпанный.

Но зато — за высоким забором и глухой живой изгородью, а по периметру асфальтированная тропинка для охранников. Когда-то этот дом строился как гостиница для кардиоцентра, но в горбачевские времена академик Евгений Чазов частично потерял влияние и ресурсы, потому достроить гостиницу долго не удавалось. А тут как раз Борис Николаевич, проезжая мимо, увидел недостроенный дом — и решил, что он ему вполне подходит.

Дом достроили в самом начале 1990-х, заселились туда люди сплошь непростые — от самого Ельцина, Виктора Черномырдина и Юрия Лужкова до звезды тогдашней эстрады Михаила Задорнова. Он, кстати, живет здесь и по сей день.

Когда-то постоянно жили здесь Черномырдин с супругой — жители района помнят концерты, которые она организовывала.

Но и в других домах люди были сплошь государственные. Например, есть несколько домов, которые весь район называл «банановыми»: там давали квартиры сотрудникам МИДа. Были дома военных — по утрам там было как в военном городке, детей выводили в школу родители в форме.

Были дома сотрудников московской исполнительной власти, дома КГБ… Неудивительно, что именно Крылатское во время своего визита в СССР посетила «железная леди» Маргарет Тэтчер.

Это в наш универсам она заходила — фотоснимки оттуда хорошо известны.

Дело было не только в том, что район был новый — тут еще и жители были сплошь проверенные кадровые госслужащие, неожиданностей быть не могло.

А магазин этот и сейчас существует — в виде «Перекрестка».

В 1990-е, когда он назывался «Юникор», там была прекрасная пекарня — хлеб из нее покупали, собираясь в гости или принимая гостей.

ДВОРЫ

Когда мы только-только переехали сюда, я, помнится, был недоволен.

Это сейчас я предпочитаю жить за городом или в горах — а тогда, лет семи от роду, я был страшным урбанофилом.

А в Крылатском — между новенькими домами трава в человеческий рост и цикады поют! Какое издевательство! Хочу в центр! Со временем, конечно, все окультурили. Но в 1990-е годы жителям Крылатского пришлось довольно туго: то тут, то там вместо стекол в окнах торчала фанера, скажем. Не то чтобы здесь много били окна — просто ветры дуют такие сильные, что неловко открытое окно может осыпаться во двор.

Ходили слухи, что когото убило или покалечило осколками… А в нашем подъезде, например, много лет не работало освещение, с перебоями ходил лифт. Все почистили, вставили и поправили к 850-летию Москвы. Помню, как впервые вошел в ярко освещенный подъезд: до чего же было непривычно!

СОСЕДИ

За последнее десятилетие население Крылатского заметно изменилось. Главным образом потому, что стало очень много квартиросъемщиков. Но не могу сказать, что состав жителей ухудшился: все-таки в нашем районе самое дорогое панельное жилье в пределах МКАД, снимать «однушку» у нас даже дороже, чем в центре. Приезжают сюда жить в основном люди из богатых регионов Сибири, Урала. Менеджеры, их семьи — в общем, публика вполне буржуазная.

Сделать из этих разношерстных людей сообщество — дело сложное, но помогают общие проблемы. Например, лет десять назад была детективная история с участком земли около метро, на котором собирались возводить торговый центр. Землю удалось отстоять, а жители района в результате очень сильно сплотились.

ДОСЬЕ

Денис Ромодин — историк архитектуры ХХ века, автор краеведческого проекта «СовАрх» и координатор московской секции DoCoMoMo — международного общества охраны памятников архитектуры авангарда. Закончил Московский авиационный институт. Водит авторские экскурсии по Москве и другим городам, в частности, в рамках проекта «Выход в город».

amp-next-page separator