На месте тайной канцелярии
Впрочем, не только мое. Мы можем даже незаметно для себя скользнуть взглядом по фасаду, на секунду остановиться, чтобы полюбоваться теремными окнами над главным входом и идем дальше. Тем более, что возле дома всегда стоят машины с мигалками. А рядом Лубянка...
Но к ФСБ дом не имеет никакого отношения. Да и одно из подразделений главного управления ГИБДД России тоже здесь было не всегда. Это место имеет богатую и долгую историю - упрямо хранит свои секреты. Может быть и к лучшему.
Во времена Годунова и Екатерины
До революции на Мясницкой, 3 располагалась московская духовная консистория.
Но появилась она там всего сто с небольшим лет назад.
С этого места начинается холм, называемый геодезистами и географами Мясницким. Он возвышается над уровнем Москвы-реки на 21 сажень, превышая соседний Кремлевский холм на 7 саженей.
Местность, которую мы сейчас называем Лубянкой, в конце XV века при великом князе Иване III заселили новгородцами. Чтобы не допустить крамолы в новоприсоединенных землях, по приказу Ивана III часть новгородской элиты казнили, а большинство насильно рассеяли по другим подконтрольным Москве землям. Часть переселенных новгородцев поселилась в районе Лубянки. Даже само название произошло от названия района Великого Новгорода, где до сих пор есть улица Лубяница, сократившаяся на московской земле до Лубянки.
В пятнадцатом веке на месте нынешнего дома №3 по Мясницкой и слева от него возвышались палаты Годуновых. Прямо на границе векового бора. В 1462 году великий князь Иван III строит здесь церковь Успенья Пресвятой Богородицы, «что на Бору», позже переименованную в Гребенскую. Напротив этой церкви и находились палаты Годуновых.
Позднее на их месте появились строения Рязанского подворья, где жили епископы, управляющие Рязанской епархией. В 1677 году по указу царя Федора Алексеевича тут был учрежден госпиталь для излечения раненых во время русско-турецкой войны.
В 1722 году владения расширились благодаря присоединению двора, некогда принадлежавшего царскому окольничему Петру Ивановичу Потемкину, пращуру не менее знаменитого Григория Потемкина. Кстати, интересно, что под портретом Петра Ивановича в мадридской галерее Прадо висит табличка с забавной надписью: «Иванович, посол России». Прижизненный портрет российского посла в Испании 17 века принадлежит кисти Хуана Каррено де Миранда.
Пётр Потёмкин «О вере ишпанского государства»:
«Во нравах своеобычны, высоки. Большая часть их ездят в каретах. Неупьянчивы: хмельного питья пьют мало, и едят по малуж. В Ишпанской земле будучи, Посланники и все Посольские люди в шесть месяцев не Видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись, или идучи по улицам, напився пьяны, кричали. Домостройные люди наипаче всего домашний покой любят».
В XVI веке к храму была пристроена шатровая колокольня, считавшаяся шедевром зодчества новгородско-псковского типа. Именно в трапезной этой церкви погребены два видных воспитанника Московской славяно-греко-латинской академии: Леонтий Магницкий - академик, выдающийся математик, автор знаменитой «Арифметики», которая до середины XVIII века была основным учебным пособием в России, и Василий Тредиаковский - академик, философ, переводчик, писатель и поэт.
В 1935 году в связи со строительством станции метрополитена церковь была снесена. Редчайшие иконы XV века школы Андрея Рублева переданы в Третьяковскую галерею, а напрестольная сень, единственная в своем роде, - в музей села Коломенского.
При Петре I в Рязанском подворье находилась Тайная канцелярия, потом оно было отдано грузинскому царю Вахтангу для временного проживания.
А во время царствования Великой императрицы Екатерины II, на Рязанском подворье разместили Тайную экспедицию при Сенате, созданную на основе Тайной канцелярии. Именно эта организация занималась в Москве поиском фальшивомонетчиков, проводила следствия по поступающим доносам и уликам. В казематах Тайной экспедиции содержались подсудимые, которых обвиняли в оскорблении царских особ и других нарушениях против власти.
Именно в местных «мешках» (так называли в те времена камеры) в виде печур с железными дверями сидел известный бунтовщик Емельян Пугачев, которого допрашивал лично начальник тюрьмы Степан Шешковский. Здесь же допрашивали писателя, просветителя и журналиста Николая Новикова.
Здесь судили и приговорили к смертной казни «бесчеловечную вдову» Салтычиху - помещицу Дарью Салтыкову, замучившую до смерти 138 своих крепостных. Когда в конце 19-го века строили новое здание, то, по свидетельству Гиляровского, в замурованных подвалах нашли множество цепей и человеческих костей...
Божья обитель
В 1801 году Тайную экспедицию на нынешнем месте строений по Мясницкой, 3 ликвидировали и разместили Приказ общественного призрения. В помещения заселили инвалидов войны, а также психически больных людей. Спустя некоторое время сюда перевели на жительство сенатских сторожей, а подвалы приспособили под склады.
1833 год стал годом возвращения в эти места духовенства - сюда перевели Московскую Духовную консисторию - Управление по церковным делам (именно здесь располагался архив, ликвидированный в 1918 году, в котором были собраны все метрические церковные книги Москвы).
В середине 90-х годов девятнадцатого века все постройки были снесены. Именно тогда и обнаружили здесь множество подземных казематов. Сводчатые подвалы, говорят, целы и сейчас. Только расположены они не под зданием ГИБДД, а чуть ближе к Лубянской площади, где сейчас находится небольшой газон, на месте снесенных уже в советское время домов.
В 1895 году на Мясницкой, 3 торжественно заложили новое здание, исполненное в псевдорусском стиле. Произошло это 31 июля. Автором проекта стал известный архитектор Василий Егорович Сретенский, известный строительством церковных зданий. А строительство закончил в 1899 году не менее известный архитектор Илья Бондаренко. Этот дом украшен тремя кокошниками под металлической чешуйчатой кровлей.
Через несколько лет, в 1910 году с правой стороны здания, в узком проходе, по проекту архитектора Петра Алексеевича Виноградова, возвели доходный дом для Московской Духовной консистории. Здание использовалось консисторией для сдачи в аренду под торговлю.
В главном же здании появились меблированные комнаты, контора известной «Мазуринской биржевой артели». (Биржевые артели были предназначены для производства товарных работ, заключавшихся в уходе за доверяемыми артелям купеческими товарами, хранения их, а также для производства конторских работ, передаче денег, ценных бумаг, писем. Одна из самых широких сетей биржевых артелей образовалась к 1889 году в Москве. Тогда по документам их было 33, а позже стало еще больше. И все они были в ведении Московского биржевого комитета: в том числе и Мазуринская).
В этом же здании расположился и магазин предпринимателя Юрия Степановича Нечаева-Мальцева - известного мецената, вложившего огромные деньги в Музей изящных искусств, здание которого и поныне существует на Волхонке.
После революции 1917 года строения на Мясницкой, 3 перешли в ведомство Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), в ведении которого были вся промышленность, тресты, синдикаты. В здании было выделено место под огромную библиотеку с большим читальным залом. В библиотеке было собрано свыше полумиллиона различных русских и иностранных журналов. Здесь же располагался редакционный комитет «Технико-экономического общества» и книжный магазин государственных технических издательств. В одном из залов работал лекторий.
Мясницкая улица в старину
В старину, когда еще не было Лубянской площади, начиналась Мясницкая от Никольских (затем Проломных) ворот. Название получила от находившегося за Мясницкими воротами (разобранными в 1804 году) Старинного пригонного, скотинного двора, на котором помещались и мясники, давшие прозвание урочищу Мясники. Двор этот переведен в 1724 году за Калужские ворота с названием Калужского Животинного двора; место же Мясницкого Скотинного двора в конце 19-го века было занято владением Воейковой.
В делах Преображенского приказа 1716 года, мы находим на Большой Мясницкой улице коровью площадку. Улица Мясницкая называлась и Евпловкою, по церкви святого архидиакона Евпла, мимо которой она проходит. Здесь существует урочище Ягупье, Егупье, употреблявшееся встарину иногда вместо Евпла. А в разных случаях писали: Егупьевская богадельня, у Ягупья на Мясницкой.
Святой Евпл жил в IV веке нашей эры в городе Катания (Сицилия) и был известен своим нелояльным отношением к власти. На Руси считали, что в его день, 11 августа по старому стилю, нельзя было выпивать. Поговаривали, что в его день нечисть бродит по улицам и мертвецы встают из могил (Очень символично для Лубянки и окрестностей).
В 1471 году на треугольнике между Мясницкой и отходящим от нее Милютинским переулком была воздвигнута деревянная церковь Святого Мученика архидиакона Евпла, чьими прихожанами и стали выселенные в Москву новгородцы.
Церковь не пострадала от пожара 1812 года, и службы в ней проходили даже во время французской оккупации. Но в 1925 году здесь решено было построить семиэтажный дом. За церковь вступился даже сам автор Мавзолея Щусев, но через журнал «Коммунальное хозяйство» получил официальный ответ: «Сохранять при росте и перепланировке столицы всякую церковь Евпла только потому, что это памятник старины, бесполезно и даже вредно». Церковь снесли. Долгие годы здесь был котлован, потом пустырь, на котором по воспоминаниям старожилов местные мальчишки после войны постоянно находили человеческие кости и приспосабливали для своих дворовых игр. Сейчас здесь почти достроено административное здание высшей школы экономики. Хотя и здесь не обошлось без сюрпризов с поехавшей почвой. Но обошлось...
Есть также предание, что здесь некто именем Егуп держал кружало (кабак), к этому же прибавим, что в делах Главной Полицмейстерской канцелярии 1733 года упоминается дом Винного подрядчика Ивана Егупова, который впоследствии был конфискован; и там же в 1757 году на Мясницкой Егупьевское кружало.
Архитектор Бондаренко
Илья Евграфович Бондаренко (1870-1947) – архитектор и искусствовед.
В 1890 году, не закончив обучение в Училище живописи. Ваяния и зодчества, Илья Бондаренко уехал в Цюрих для продолжения архитектурного образования. Там он знакомится с купцом Иваном Абрамовичем Морозовым, для которого сделал несколько орнаментальных рисунков для тканей. Знакомство определило дальнейшую судьбу архитектора: не без помощи Морозова Бондаренко устроился на работу в строительную контору купеческого общества.
В 1905 году был отменен запрет на строительство старообрядческих храмов. Благодаря близкому знакомству с Морозовыми, Щукиными и другими выходцами из богатых старообрядческих семейств, Илья Бондаренко получил заказ на строительство первой старообрядческой церкви в городе. За этим последовал ряд интересных и выгодных предложений от различных общин староверов. Так появилась церковь Покрова в Малом Гавриковом переулке, Успенская церковь на 4-й Рогожской, Храм Воскресения Христова в Токмаковом переулке...
После революции Илья Бондаренко занимался организационной и историко-искусствоведческой работой. Основной сферой его интересов стала охрана памятников, исследование творчества зодчих, создание Музея русской архитектуры. В 1926-1939 годах Бондаренко активно работал главным архитектором Исторического музея, а так же в структурах Моссовета и Мосэнерго.