Владимир Маркин: Круг подозреваемых по делу об аварии в московском метро будет расширяться
Ночью с 16-17 июля сотрудники ремонтных служб по частям вытаскивали искореженный вагон из туннеля между «Парком Победы» и «Славянским бульваром». Возможно, уже завтра движение на участке Арбатско-Покровской линии от «Киевской» до «Молодежной» будет возобновлено.
В результате трагедии, случившейся 15 июля, в столичных больницах находятся 129 человек. Состояние 42 из них оценивается как тяжелое, а восьми — как крайне тяжелое. Девять человек уже выписаны.
Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что город выплатит семьям погибших по одному миллиону рублей и до 500 тысяч рублей пострадавшим. Страховые выплаты метрополитена составят по два миллиона семьям погибших и до одного миллиона пострадавшим.
«Все шли до конца»
Трагедия сплотила москвичей. Сначала тех, кто оказался вместе в том злополучном поезде ...
— Стоял, погруженный в свои мысли. Вдруг — толчок, — рассказывает Павел Кожин, инспектор отдела награждений и званий Департамента кадровой политики МЧС России. — Сразу понял, ничего хорошего не предвидится. Но поддаваться панике себе запретил. Тут я заметил своих коллег. Но поднимать упавших начали и обычные москвичи. Первые десять минут не было света, через некоторое время появились спасатели. Мы понесли пострадавших наружу. Спасатели — и профессионалы, и энтузиасты — держались молодцом. Все шли до конца. До самого выхода из метро. (читайте далее...)
...а потом и тех, кто просто был рядом, например автолюбителей, бесплатно подвозивших москвичей до дома, волонтеров, которые подсказывали жителям альтернативные маршруты, тех, кто стоит в очередях с утра, чтобы сдать кровь для пострадавших.
Жертв могло быть больше
На Арбатско-Покровской ветке метро ходят современные поезда, в составе которых новые вагоны "Русич". Благодаря этому число жертв меньше, чем могло бы быть, считают эксперты.
— У вагонов "Русич" две секции. Если бы второй вагон был отдельным, на двух своих тележках, то он просто сложился бы пополам. Количество жертв в этом случае было бы существенно больше, — говорит эксперт Европейского железнодорожного агентства Роман Мюнге. (читайте далее...)
Причины крушения поезда
На сегодняшний момент следствием рассматриваются несколько версий произошедшего:
— неисправность вагона,— несрабатывание стрелки,— проседание полотна в связи с работами на параллельном участке линии.
Кроме того, была высказана версия о том, что под днищем вагона мог оказаться неизвестный предмет, что и привело к крушению. (читайте далее...)
В пресс-службе столичного метрополитена, сославшись на Следственный комитет РФ, сообщили, что пока не могут комментировать версии в интересах следствия.
Руководитель управления по связям со СМИ СК РФ Владимир Маркин рассказал "ВМ", что следователи задержали двоих подозреваемых в нарушении требований транспортной безопасности (ч.3 ст.263.1 УК РФ). Это старший дорожный мастер службы пути ГУП «Московский метрополитен» Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов.
— По версии следствия, с конца мая 2014 года на перегоне станций «Парк Победы – Славянский бульвар» начались подготовительные работы, направленные на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка, - пояснил Маркин. - К этим работам также был привлечен ряд подрядчиков и субподрядчиков. Башкатов и Гордов имели непосредственное отношение к производству этих работ и контролю за их выполнением. Следствие полагает, что сами работы были проведены ненадлежащим образом: стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, обрыв которой и стал по предварительной версии следствия причиной аварии, повлекшей схождение электропоезда с рельсов, гибель 21 человека и причинение различных телесных повреждений более 150 пассажирам. Задержанные уже допрошены. В ближайшее время следствие планирует предъявить им обвинение и избрать меру пресечения. Пока в числе подозреваемых, естественно, лишь те, кто имел непосредственное отношение к проведению работ, которые, по версии следствия, стали причиной аварии. Но следствие ведь принимает решение только на основании полученных доказательств. А эти доказательства на сегодняшний момент подтверждают версию о причастности именно этих лиц.
По словам Владимира Маркина, сейчас проводится комплекс сложных технических, химических, других экспертиз, которые, несомненно, требуют времени.
- Также мы проверяем и наличие у подрядчиков и субподрядчиков лицензий на выполнение соответствующих работ в Московском метрополитене, - заявил он. - Проводятся и другие процессуальные действия, подробности которых в интересах следствия мы пока не можем озвучивать.
Однако что можно с уверенностью сказать уже сейчас - круг подозреваемых по этому уголовному делу будет, конечно же, расширяться. Во-первых, потому, что и у Башкатова, и у Гордова есть непосредственные руководители, также есть и соответствующие контролирующие службы, которые отвечают за транспортную безопасность. Поэтому, еще раз повторяю, можно с уверенностью сказать, что к уголовной ответственности будут привлечены все, кто имел отношение к этой трагедии, невзирая на чины, невзирая на их былые заслуги.
Между тем, в пресс-службе департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры "ВМ" добавили, что выводы о причинах трагедии возможно будет сделать только после полного окончания расследования по данному факту.
- В настоящий момент все усилия столичных властей, транспортного комплекса, аварийных служб направлены на ликвидацию последствий аварии и обеспечение безопасности пассажиров после восстановления перевозок на данном участке, - сообщили в пресс-службе ведомства.
Что же касается работ на параллельном участке метро, то в тот день взрывные работы там не проводились, сообщил начальник управления строительства метро Департамента строительства Москвы Дмитрий Дорофеев.
- По моей информации, взрывных работ там не проводилось, - цитирует Дорофеева М24.ru. - Но если бы они велись, то привести к сходу поезда с рельс не могли. Это обычные буровзрывные работы, которые активно применяются на строительстве метро. Забой тоннеля, как правило, разрабатывают комбайном или щитом. Однако иногда породы настолько крепкие, что их приходится взрывать: в забое делаются отверстия, куда закладывается взрывчатка. Это абсолютно штатный способ тоннелепроходки, описанный во всех учебниках. Сейчас его используют на Люблинско-Дмитровской линии.
ВСЕ ПОДРОБНОСТИ АВАРИИ В СТОЛИЧНОМ МЕТРО
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Три миллиметра на разрыв
16 июля в столице был траур. По одной из версий, причиной аварии в метро могла стать проволока толщиной всего 3 миллиметра, которой рабочие-путейцы скрепили стрелочный механизм. 3 миллиметра — и 23 жизни.В какой-то момент эта тонкая проволочка не выдержала громадного напряжения нашей с вами безалаберности, халатности, безответственности. От них нас отделяет всего три миллиметра проволоки. Вот она и лопнула, унеся с собой жизни более 20 человек. Момент, когда проволока рвется, — это момент истины для нации, объединяющий ее. Пока ищут виновных и стрелочников, рядовой горожанин стоит весь день на пекле в очереди, чтобы сдать кровь для пострадавших. Хирург дает объявление, что готов делать бесплатные пластические операции пострадавшим. Таксист бесплатно везет пассажира подземки домой...
Три миллиметра на разрыв — это проверка на прочность и тест на нашу с вами национальную идентичность. Предел сопротивления человеческого материала измеряется не тремя миллиметрами стальной проволоки. Этот предел каждый определяет сам для себя. По подозрению в халатности задержаны двое: старший дорожный мастер службы пути Валерий Башкатов и его помощник Юрий Гордов. Меру их вины определит следствие.
16 июля было утро трудного дня. Спеша на работу (жизнь, как ни крути, продолжается), люди несли цветы к станциям «Парк Победы» и «Славянский бульвар». Кто своим ходом добирался, а кто — на компенсационных автобусах, что пустили по маршруту «Киевская» — «Молодежная». На столбах и остановках полезные листовки — «Памятка пассажира» с телефонами горячих линий, карта с маршрутами. Найдя остановку с желтой табличкой «М», мы успели к самому первому — в 5.30. Руки потянулись в сумку за проездным, но турникеты опущены — проезд бесплатный. (читайте далее...)