На фоне столичных небоскребов. Меняется город и вестибюли метро вместе с ним

Город
Краевед показал «Вечерке», как сильно изменились окрестности первых конечных станций метрополитена.

Московское метро начало строиться одновременно с невиданной по масштабам реконструкцией города. Поэтому вестибюли первых конечных станций подземки, строившиеся в расчете на старомосковскую панораму, достаточно скоро оказались совсем в другом окружении.

— Вестибюли, которые должны были выглядеть как дворцы и триумфальные арки, с годами потерялись у подножия стеклянных и бетонных гигантов, — констатирует краевед, куратор проекта «Прогулки по Москве» Александр Усольцев.

Первым изменился пейзаж вокруг «Смоленской» (построена в 1935 году, ныне станция Филевской линии). Южный выход — именно в него вела галерея с «мостика» в середине станции — стоял прямо посреди Садового кольца, еще утопавшего в зелени, и был похож на нынешний павильон станции «Чистые пруды». Через два года Новинский бульвар расширили, залили асфальтом, вестибюль снесли.

— Среда вокруг станции стала совсем другой, в архитектурном смысле вестибюли метро на «Смоленской» исчезли вовсе, — говорит Александр Усольцев.

Конечная второй очереди метро — «Сокол». Открыта в 1938 году, вокруг было село Всехсвятское. В конце 1950-х годов здесь выстроили многоэтажные жилые дома, потом появился тоннель, а за последнее десятилетие — новые высотки и транспортная развязка.

— Выходы из метро проектировались таким образом, чтобы они сочетались с церковью Всех Святых и двухэтажными домами, — показывает Александр Усольцев. — А сейчас они как будто вписаны в новые высотки и торговые центры.

Архитекторы вряд ли предполагали такое! Антураж площади у станции «Сокольники» изменился лишь к Олимпиаде-80.

— Это место «держит» ось аллеи от парка к метро, — объясняет краевед. — Ее расчистили от ларьков, и это не дало виду рассыпаться на фоне нового небоскреба.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Денис Ромодин, искусствовед: 

- Территория у метро «Сокольники» разительно изменилась. Я вырос в двухэтажных Сокольниках и к новым привыкал очень долго, да и до сих пор, пожалуй, привыкаю.

ВЕСТИБЮЛИ МЕТРО И ИХ ИСТОРИЯ

Историк метрополитена Александр Зиновьев рассказывает, как эволюционировали входы в столичное метро.

Удельный «вес» вестибюлей в оформлении станций метро возрастал до конца сталинского периода, то есть до середины 1950-х. На станциях первой очереди, открытых в 1935 году, вестибюли рассматривались почти как садово-парковые строения. Их функция была проста: накрыть вход под землю от ветра, дождя и снега. Отношение к их проектам зачастую было второстепенным, на подземную и наземную части станции существовали раздельные конкурсы.

Поэтому случалось, что вестибюль метро строился в одном стиле, а подземная станция — совершенно в другом. Яркий пример — «Красные Ворота», где вестибюль спроектировал известный конструктивист Николай Ладовский, а подземную часть — не менее маститый неоклассицист Иван Фомин. При этом у обоих мастеров были проекты и надземной, и подземной частей, но решено было строить именно так, как построили.

К началу строительства второй очереди метрополитена пришло осознание, что павильон должен быть более фундаментальным. Но тогда сделали ставку на встраивание вестибюлей в существующие здания — на «Курской», на «Маяковской». Встроенным должен был стать и вестибюль нынешней «Театральной» — он проектировался как часть будущего Академического кинотеатра. И лишь там, где застройки не было — на «Соколе» и «Динамо», — павильоны сделали отдельно стоящими.

А потом подсчитали и выяснили, что реконструировать дома под вестибюли метро очень дорого — дешевле построить новый «наземный дворец». И стали вновь строить наземные вестибюли, но уже с большим размахом. Отныне метро не мыслилось без эскалаторов и роскошных кассовых залов.