Транспортно-пересадочные узлы должны стать активным общественным пространством
Во вторник, 16 декабря, сразу в четырех районах Москвы прошли собрания участников публичных слушаний по проекту планировки территории транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) «Алма-Атинская», «Хорошевская» («Полежаевская») и «Селигерская». С проектами пересадочных узлов москвичи могли познакомиться в ходе экспозиции.
Проекты столичных транспортно-пересадочных узлов представляли специалисты компании-проектировщика – АО «Мосинжпроект», которые пообещали: высказанные жителями районов предложения по проектам обязательно учтут при дальнейшей разработке.
– Мы рассматриваем каждый проект не просто как транспортный узел, но как активное общественное пространство, где люди смогут получать необходимые социальные услуги, – не раз отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. – В одном районе людям не хватает детских секций и кружков, в другом — кинотеатра. Общественные слушания как раз позволяют выяснить, что именно нужнее и важнее жителям, и учесть это при проектировании транспортно-пересадочного узла. То есть фактически мы применяем принцип социального контракта.Наглядным примером такого подхода может служить проект транспортно-пересадочного узла «Алма-Атинская». В ходе слушаний руководитель проекта ТПУ Антон Татарчук рассказал, что при проектировании терминала были учтены пожелания жителей района Братеево, зафиксированные в ходе соцопроса, – например, о создании в составе ТПУ кинотеатра формата IMAX.
- Кроме того, жители не раз высказывались о том, что районный центр оказания госуслуг находится далеко от центра Братеево, поэтому мы предполагаем разместить такой центр в составе многофункционального комплекса при ТПУ. Таким образом граждане смогут получить все необходимые госуслуги по пути с работы домой, что очень удобно, - добавил специалист.
Также Татарчук сообщил, что по согласованию с районными властями прорабатывается вопрос о том, чтобы часть помещений транспортно-пересадочного узла отдать местному дому детского творчества. А работы юных художников можно было бы размещать на экспозиции под открытым небом, которую предлагается организовать на бульваре возле метро «Алма-Атинская».
Примечательно, что при обустройстве ТПУ «Алма-Атинская» сквер возле метро и территорию действующей церкви затрагивать не будут, также сохранятся все привычные местным жителям пешеходные дорожки в районе южного вестибюля станции, а под ним устроят въездную рампу на подземную парковку (650 машиномест). Парковка поможет избавиться от стихийно расставленных возле метро автомашин, обеспечив круглосуточную охрану транспорта для их владельцев. По подземному переходу с парковки можно будет попасть сразу в метро. Остановки наземного общественного транспорта, сегодня «разбросанные» в разных местах, сконцентрируются в одной зоне, и до входа в метро пассажиры будут перемещаться под специально оборудованными навесами, что защитит от снега и дождя.
Помимо прочего, в составе пересадочного узла откроют опорный пункт полиции, оборудуют туалеты, комнату матери и ребенка, возведут многофункциональный комплекс с магазинами, кафе, социально-бытовыми объектами – отделениями банков, аптеками, прачечными. А территорию вокруг благоустроят, высадив деревья и кустарники, устроив пешеходные и велодорожки, велопарковки, установив лавочки, урны, фонари. Кстати, в ходе слушаний местными жителями было высказано пожелание разместить в сквере возле метро фонтаны, «чтобы в жаркий день можно было прогуляться и отдохнуть в прохладе». Кроме того, среди наиболее интересных предложений, которые пообещали реализовать проектировщики, стала просьба благоустроить территорию возле жилых домов, расположенных на Ключевой улице.
Большинство участников собрания публичных слушаний в районе Братеево положительно отнеслись к проекту ТПУ «Алма-Атинская». Как отметил ведущий собрания, депутат Мосгордумы Кирилл Щитов, обсуждение прошло очень конструктивно.
- Жители Братеево задали интересующие их вопросы по проекту, высказали свои предложения, - высказался парламентарий. - Большинство зала согласилось: транспортно-пересадочный узел району нужен, а прозвучавшие пожелания и замечания разработчики проекта обещали учесть. У нас состоялся открытый диалог с жителями, и теперь очень важно, чтобы те братеевцы, которые не смогли побывать на слушаниях очно, смогли направить свои предложения в окружную комиссию – по закону, для этого есть еще неделя. Я как депутат отмечу следующее: в проекте предусмотрены возможности размещения МФЦ, детского центра, других соцобъектов – именно с такими наказами ко мне часто обращались жители во время предвыборной кампании в Мосгордуму, то есть в проекте ТПУ действительно реализована часть насущных проблем, которые остро волнуют жителей Братеево.
В ходе публичных слушаний жителями Хорошевского района также был позитивно воспринят проект ТПУ «Хорошевская» («Полежаевская»), в ходе организации которого остановки общественного транспорта оборудуют навесами, а чтобы избавиться от существующей сегодня стихийной парковки, создадут несколько парковочных зон: подземные паркинги на 1027 машиномест, надземный паркинг на 900 машиномест и открытый паркинг на 146 машиномест (всего 2073 машиноместа).
- Эти меры позволят сделать движение в районе более упорядоченным, что приведет к улучшению ситуации на Хорошевском шоссе, – подчеркнул руководитель программы Андрей Бурлуцкий.
В свою очередь, участники слушаний внесли предложение – продумать вопрос о выделении машиномест на парковке в структуре пересадочного узла для жителей района на льготных условиях.
ТПУ и подземный паркинг объединят не только с действующей станцией метро «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, но и с новой, строящейся станцией «Хорошевская» Второго кольца метро. Это сделает пересадки более удобными, а также заметно сократит время, которое обычно пассажиры тратят на смену одного вида транспорта на другой – в среднем, экономия составит порядка 20 минут в день, а это более двух часов в неделю и около десяти часов в месяц!
Рядом с пересадочным узлом возведут административно-деловой и многофункциональный комплексы, где расположатся продуктовые магазины и торговые павильоны, фудкорт, помещения социально-бытового назначения. По просьбам жителей района здесь также планируется открыть физкультурно-оздоровительный центр и современный кинотеатр на восемь залов. Как и на «Алма-Атинской», проект ТПУ «Хорошевская» подразумевает благоустройство прилегающей территории.
Проект ТПУ «Селигерская» рассматривался сразу в двух районах – Бескудниковском и Западном Дегунино. Порядка 300 человек, посетивших собрание участников слушаний, высказались за создание ТПУ на базе будущей станции метро. Пересадочный узел поможет «перехватить» автотранспорт на подъезде к метро и избежать стихийной парковки во дворах местных жителей – для этого будут оборудованы трехуровневый паркинг и плоскостная парковка общей вместимостью 2000 машиномест.
– Для удобства пересадки пассажиров мы предлагаем перенести остановки автобусов, маршруток и троллейбусов ближе к будущим выходам из метро, оборудовав их навесами, – рассказал руководитель проекта ТПУ «Селигерская» Олег Добров. – Чтобы разгрузить движение на Коровинском шоссе, обустроим боковые проезды для общественного транспорта – высаживая пассажиров, они не будут мешать общему потоку автомобилей.
В составе ТПУ построят также многофункциональный комплекс, «начинку» которого организуют с учетом пожеланий местных жителей. Так, предлагается разместить здесь продуктовые магазины и торговые павильоны, семейные кафе, детские игровые комнаты, аптеки, банкоматы и т.д. Предусмотрено также строительство развлекательного центра с кинотеатром.
Для безопасности пешеходов будут построены подземные переходы, по которым жители смогут попасть в парк имени Святослава Федорова. Парк также благоустроят, здесь появятся дополнительные зеленые зоны, пешеходные и велосипедные дорожки, скамейки, освещение, фонтаны и другие малые архитектурные формы.