Московский огнеборец «Полковник Чернышев». На борту уникального корабля побывал корреспонденты «ВМ»
Тревога, к счастью, учебная, организована специально для фотокорреспондента «ВМ». Однако дежурная смена (8 пожарных и капитан) не мешкают и быстро занимают свои места на борту.
— По нормативам мы должны быть готовы выдвинуться к месту пожара за 5–20 минут, в зависимости от времени года, — поясняет «ВМ» капитан пожарно-спасательного корабля «Полковник Чернышев» Константин Артамонов. — Зимой это занимает больше времени — нужно прогреть двигатели.
Так что 10 минут — хороший результат.
Корабль отходит от причала, делает крутой разворот и с ходу начинает бить по условному возгоранию из двух стволов на носу и одного на корме. Струи воды бьют на добрую сотню метров. Но дальнобойность «орудий главного калибра» — не единственное достоинство «Полковника Чернышева».
— Корабль идеально подходит для акватории Москвы-реки в пределах городской черты, — поясняет Константин Артамонов. — Его длина — 31 метр, а ширина судового хода реки — 60 метров. А значит, «Полковник Чернышев» может развернуться в любом месте.
Ноу-хау корабля — своя система вентиляции, способная создать внутри избыточное давление. Дым от пожара в рубку и другие помещения просто не попадет.
«Полковник Чернышев» способен решать широкий круг задач. Он может бить по огню из трех своих пожарных стволов. Может работать плавучей базой для спасателей-водолазов. Способен ставить на воде боновые ограждения, препятствующие дальнейшему разливу нефтепродуктов. Кроме того, корабль легко превращается в наблюдательный пункт во время проведения массовых мероприятий рядом с акваторией Москвы-реки.
В частности, столичные спасатели используют «Полковника Чернышева» как плавучий штаб во время общегородских фейерверков. На борту есть различные средства связи, которые помогают координировать действия экстренных служб по всей Москве. Зимой корабль легко ломает лед в акватории, что сильно облегчает пожарным вертолетам Московского авиацентра забор воды из реки.
И наконец, он помогает городу экономить и воду, и средства.
— Обычно пожарные подключают рукава к городской системе водоснабжения, — рассказал «ВМ» начальник отряда по тушению пожаров на водных объектах столичного Поисково-спасательного центра Николай Мусатов. — Тушат пламя уже отфильтрованной водой. А наш корабль может работать насосом, качая воду из реки, и подавать ее по рукавам со скоростью 21 тонна в минуту. Мы подсчитывали — это серьезные деньги. А из реки можно черпать бесплатно и сколько необходимо для ликвидации возгорания.
Рукав от такого насоса можно протянуть вглубь береговой линии. «Полковник Чернышев» именно так снабжал водой подразделения, тушившие здание бывшего Трехгорного (Бадаевского) пивоваренного завода на Кутузовском проспекте в июле 2016 года. Площадь возгорания тогда составила более 5 тысяч метров, пожарные бились с огнем всю ночь. И «Полковник Чернышев» сильно их выручил.
Когда этот корабль называют уникальным, то не кривят душой: он действительно построен в единственном экземпляре в 2008 году в Санкт-Петербурге специально для Москвы. Инициатором его закладки стал человек, впоследствии давший кораблю имя. Напомним, легендарный начальник службы пожаротушения Евгений Чернышев, которого коллеги до сих пор называют главным московским огнеборцем, трагически погиб в Москве при ликвидации возгорания 20 марта 2010 года.
— Он озвучил идею создания такого корабля в середине двухтысячных, — вспоминает Константин Артамонов. — Столичные власти поддержали идею и предоставили ему возможность дать судну имя.
Чернышев назвал свое детище «Атаманом». А в его честь корабль назвали уже после того рокового пожара. И вы знаете... Несколько лет назад в День пожарной охраны мы показательно тушили с корабля условно горящий дебаркадер на радость зрителям. Когда диктор объявил им по громкой связи: «К тушению приступает «Полковник Чернышев», у многих из нас защипало в глазах. Символичное все-таки имя для такого корабля.
Евгения Николаевича больше нет, но дело его живет.