Автономный робот отсортировал все товары на «пять»
Кабинет информатики. На столах – ноутбуки, «железо», на стеллажах – контейнеры с конструкторами, много кубков из желтых кубиков LEGO – наград с соревнований по робототехнике. Десятиклассник Сергей Чуприков из лицея № 1828, вместе с напарником занявший в соревнованиях второе место в номинации «14+», на своем мобильном телефоне демонстрирует нам видеоролик с заездом созданного его командой робота.
На видео по полю движется небольшая платформа на четырех колесиках, собранная из пластмассовых деталей. Она по очереди подъезжает к небольшим коробочкам с цветными стикерами, захватывает их и отвозит в ячейку на складе, соответствующую цвету груза. Механизм движется точно, почти без промедлений, хотя им никто не управляет – робот действует автономно по заранее написанной программе.
– По заданию соревнований дети должны были создать мобильного робота, который сортирует товар на складе, – комментирует ведущий кружок робототехники учитель информатики Сергей Мустафин, открывая коробку с конструктором. – Ребята собрали робота на основе конструктора LEGO.
По словам Мустафина, пластмассовые детали конструктора используют часто – по сравнению с пайкой железных деталей, это занимает намного меньше времени. Еще в наборе конструктора есть электронные элементы: микроконтроллер (мозг робота, для которого пишется программа и который собирает информацию с сенсоров и управляет моторами), сами сенсоры – цвета, освещенности и другие.
– Сенсор цвета использовался для считывания цветной маркировки грузов – это аналог штрих-кода на складе, – уточняет школьник. – Для ориентирования на поле по разметке робот использовал сенсор освещенности.
Конструкцию корпуса робота из пластмассовых деталей и программу его движения дети продумали на занятиях кружка. На самих соревнованиях они воспользовались наработками – собрали механизм и написали программу. В итоге робот команды справился с задачей и за пять минут он отвез на «склад» пять коробочек.
– Выступление роботов были не единственными критериями оценки, - говорит Мустафин, который входил в состав судейской коллегии. – Учитывалось соблюдение техники безопасности. К примеру, нельзя оставлять в рабочей зоне вещи в беспорядке, робот нельзя ставить на краю стола, чтобы он не упал. Чтобы не залить робота водой, пить можно только вдали от рабочего стола. Одним словом, нужно соблюдать технику безопасности, как на настоящем рабочем месте, ведь Junior Skills – состязания юных профессионалов.Кроме того, судьи обращали внимание на слаженность команд: насколько правильно они распределяют время и рабочие обязанности. На соревнованиях, кстати, ребята работают без помощи педагогов.Юные робототехники принимают участие во многих соревнованиях по робототехнике. С международных олимпиад привезли четыре кубка. В 2015 году Сергей Чуприков вместе с напарницей завоевали первое место на Всемирной олимпиаде роботов в Катаре.
– Задание было сформировано как «поиск сокровищ», – вспоминает мальчик. – Робот обнаруживал предметы, которые указывали ему дальнейший путь.
Во время выездов на соревнования у ребят остается время познакомиться с городом, где они проводятся. Так, во время World Adolescent Robot Contest, которые проходили в Китае, школьники увидели Великую китайскую стену и достопримечательности Пекина, а во время соревнований в Катаре – небоскребы делового центра Дохи.
С робототехникой Сережа планирует связать и свою дальнейшую жизнь: поступить в технический вуз, где его научат конструировать роботов. Сейчас мальчик вместе с ребятами из кружка готовится к соревнованиям, которые через неделю пройдут в Санкт-Петербурге. Робот уже практически готов. Он, кстати, собран уже не из конструктора LEGO, а из заказанных специально для него элементов.– Это наша гордость – робот-омнибот, – показывает Сергей небольшое устройство по форме напоминающее робот-пылесос. – У него три колеса, он может ехать в любом направлении. Осталось допаять несколько деталей, и все будет готово.