Швейцар Владимир Чертков ежедневно встречает и провожает гостей легендарной гостиницы. Он гордится тем, что уже с порога помогает постояльцам создавать правильное настроение для комфортного отдыха в столице / Фото: Наталья Феоктистова , «Вечерняя Москва»

Седьмая и последняя. Легендарной высотке — 60

Город
25 мая отмечает 60-летие легендарная гостиница «Украина», один из архитектурных символов столицы. Вечером на фасаде гостиницы москвичам покажут световое шоу.

С 34-го этажа гостиницы открывается прекрасный вид: просматривается и Кутузовский проспект, и «Москва-Сити». Странно даже представить, что всего шесть десятилетий назад район Дорогомилово, где располагается «Украина», считался окраиной Москвы, а строить здесь что-то более основательное, чем барак, было проблематично — болотистая почва изо всех сил препятствовала прогрессу.

Писатель Андрей Белый описал его как «непросошное море» коричневой грязи. «Осенями здесь капало; зимами рос несвозимый сугроб». Впрочем, многие великие стройки в России совершались на болотах. Так получилось и с гостиницей, которая, по задумке Сталина, должна была стать предпоследней из восьми столичных высоток.

— Но едва первые кирпичи легли в основание фундамента будущего дворца гостеприимства, вождь скончался — рассказывает Нина Глыбенко, заместитель директора и одна из старейших сотрудников гостиницы. — А пришедший ему на смену Никита Хрущев раскритиковал «сестер» за архитектурные излишества.

Именно поэтому гостиница «Украина» стала седьмой и последней «сестрой». Ходят легенды, что шпиль «Украины» строили заключенные, в те годы их труд часто использовался на масштабных стройках, однако проверить эту информацию пока никому не удалось. Возможно, эта легенда давала повод для слухов о том, что якобы крыша высотки в отличие от всего здания была сделана некачественно. Однако если эта разница действительно была, то глобальный ремонт 2007 года стер ее безвозвратно.

— Десять тысяч человек ремонтировали гостиницу три года, — вспоминает Глыбенко. — Работали ювелирно, чтобы сохранить исторический облик знаменитого памятника архитектуры.

Были отреставрированы тридцать роскошных хрустальных люстр, восстановлена огромная коллекция советской живописи, украшавшей стены гостиницы.

— Ни один дворец, по мнению Сталина, не мог существовать без картин, — продолжает Глыбенко. — Поэтому художники комбината живописно-оформительского искусства получили заказ на создание полотен для его украшения.

К слову, точно такой же заказ был получен художниками и при оформлении гостиницы «Москва», однако при ее реставрации вся коллекция загадочным образом исчезла.

— Ныне все 1256 наших полотен, среди которых есть работы Лентулова, Налбандяна и Кукрыниксов, отреставрированы, спрятаны под антивандальное стекло и поставлены на сигнализацию, — объясняет заместитель директора.

Эта коллекция привлекает сюда иностранных гостей, которые приезжают за той романтической советской атмосферой, о которой много слышали. И если отдельные ее черты, вроде огромного количества охраны на входе, раньше смущали некоторых постояльцев, то теперь это их только радует.

— Особенно ценят охрану тревожные из-за последних мировых событий европейцы, — отмечает Нина Сергеевна.

Время незаметно диктует свои условия — меняются не только требования к комфорту постояльцев, но и сами постояльцы. Одно лишь остается неизменным — величественное здание «Украины», которое, возвышаясь над Кутузовским проспектом, как будто напоминает о былом.

Построенный на века отель и через следующие шестьдесят лет будет все так же принимать гостей, и уже новое поколение постояльцев встретит рассвет на смотровой площадке самой высокой гостиницы Европы.

     

amp-next-page separator