Советы по сдаче ЕГЭ для детей и родителей от Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании
Несмотря на то, что большинство современных подростков все чаще воспринимают сдачу экзамена, как закономерный этап своего обучения и социального становления, некоторые родители проявляют чрезвычайную обеспокоенность по поводу возможностей своих детей. Об этом сообщил председатель Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Александр Большаков.
- Сильное беспокойство родителей и взволнованность учителей передается подросткам на этапе подготовки к экзаменационным испытаниям и становится сильным источником тревоги. Эта тревога в сочетании с волнением становятся причиной того, что дети с хорошей успеваемостью могут испытывать серьезные трудности в ситуации ЕГЭ. В отдельную категорию можно выделить детей, подверженных негативным переживаниям в силу своих личностных особенностей. Как правило, это восприимчивые, ранимые подростки с повышенным уровнем тревожности, - пояснил Александр Большаков.
Как избежать ошибок, которые затрудняют старшеклассникам сдачу ЕГЭ, и как помочь им успешно справиться с заданиями? Ассоциация организаций по развитию гуманистической психологии в образовании советует следующее:
- Родителям желательно проявлять уверенность в успешности ребенка. Даже если присутствует сильное волнение за результат экзамена, проявите самообладание – не передавайте свою тревогу ребенку. Другими словами, не нагнетайте обстановку, лучше вспомните молодость и поделитесь со своим ребенком рецептами того, как Вам удалось «победить» волнение перед своими экзаменами. Хвалите ребенка за то, что он делает хорошо.
- Всем членам семьи необходимо давать понять ребенку, что любовь к нему не определяется его «успехом» или «провалом» в подобных ситуациях. Семья подростка, особенно в период подготовки к экзаменам, должна постоянно подчеркивать свою целостность, сплоченность и готовность оказать поддержку.
- Важно мотивировать подростка на осознанное отношение к экзамену как вызову его способностям, как закономерному этапу его жизненного пути, связанному с его становлением и развитием.
- В ситуации волнения можно снимать напряжение посредством дыхательных упражнений. Глубокий вдох, небольшая задержка дыхания и медленный выдох помогают расслабиться и сконцентрировать внимание на способах решения проблемы.
- В некоторых случаях помогают элементы нервно-мышечной релаксации при которой рекомендуется попеременно напрягать и расслаблять мышцы. Беспокойство можно снизить, сильно сжимая пальцы в кулак на пять секунд и затем расслабляя их. При этом важно концентрировать внимание на ощущениях тепла и легкости возникающих в кистях рук.
- Ошибкой для школьников будет попытаться в последний день «заполнить» свой мозг максимумом новой информации. За день до экзамена лучше всего отдохнуть и расслабиться.
Чего НЕ СЛЕДУЕТ делать родителям школьников, сдающих ЕГЭ, по мнению Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании:
- Не запугивайте ребенка. Он и сам знает, насколько важны экзамены и их результаты.
- Не давайте ему успокаивающих препаратов. Они тормозят мыслительные процессы. Так что таблетки лучше приберечь для себя.
- Не контролируйте ребенка слишком сильно. Постоянные вопросы «Ты сегодня готовился к экзаменам?», «Покажи, сколько ты за сегодня сделал тестов?» только угнетают его, не дают почувствовать личную ответственность за происходящее.
- Не критикуйте ребенка после экзаменов. Ведь на них жизнь не заканчивается.
Ребятам, готовящимся к сдаче экзаменов, хочется пожелать рассматривать их как необходимый и закономерный этап на пути своего дальнейшего социального становления, и понимая личностный смысл экзамена, быть уверенными в своих силах и стремиться наилучшим образом проявить себя. Желаем успехов в сдаче экзаменов!