Для Тверской выбирались деревья из трех немецких питомников / Фото: stroi.mos.ru

Липовые беды остались позади

Город
Липы, высаженные на Тверской улице по программе «Моя улица», тронулись активно в рост только в середине июня. Глава Московской школы ухода за деревьями "ЗДОРОВЫЙ ЛЕС" Сергей Пальчиков рассказал «ВМ», что послужило причиной такой задержки.

— Тут сложилось несколько самых разных факторов, — говорит Сергей Пальчиков. — И мы наблюдаем, что плохо чувствуют себя не только деревья, посаженные прошлой осенью, но есть и участки, где те же самые липы, которые были высажены 7–10 лет назад, тоже чувствуют себя не очень хорошо.

Прежде всего связано это с аномальными погодными явлениями. Сегодня на Тверской тоже аномально — льет дождь и холодно, как в середине весны. Картину дополняют немного зазеленевшие листья, но все равно кажется, что их мало.

— Климат сам по себе накладывает определенные отпечатки на организм дерева, и его смена, естественно, снижает иммунитет, — объясняет Сергей Пальчиков, разглядывая деревья. — Ведь на Тверской высаживались крупномерные деревья — возрастом 25–30 лет. И чем старше организм, тем сложнее он переносит пересадку.

Для Москвы выбирались деревья из трех ведущих немецких питомников. Там их, в соответствии со стандартами, в процессе выращивания несколько раз пересаживали - специальными машинами обрезали корни, и дерево переносили на новое место — для формирования плотного кома с большой массой корней. Так его готовят к самому процессу пересадки, чтобы древесный организм быстрее прижился и адаптировался на новом месте, добавил эксперт.

— В северной части Германии похожий климат, и на протяжении 20 лет мы закупали деревья именно там, и они прекрасно росли, — отмечает Пальчиков.

Отгрузка из питомников проходила осенью - деревья, которые готовятся к зимнему периоду покоя, с одной стороны проще переносят дорогу, но с другой, при весенней посадке, у них есть целый вегетационный период для адаптации и зачастую это предпочтительнее.

— Тут важно как можно быстрее его перевезти и посадить, чтобы оно чувствовало себя в порядке, — пояснил эксперт. — А тут, как только деревья привезли в Москву, ударили морозы. Я не помню, чтобы у нас так рано лег снег и так долго держался.

Именно мороз иссушил корни и повредил побеги. А потом, зимой, были зафиксированы сильные морозы, что тоже не пошло на пользу европейским гостьям.

— На таких крупных и условно прямолинейных улицах, как Тверская или Садовое кольцо, ветер между зданий, как в горных ущельях, может набирать большие скорости. Интенсивное движение автотранспорта дополнительно формирует вихревые потоки, которые сильно переохлажденным воздухом наносят вред проводящим тканям дерева. Это можно сравнить с реакцией человека на холодный ветер, у нас шелушится и трескается кожа на лице и губах, — продолжил Сергей Пальчиков.

Плюс зимой используются реагенты, которые в определенной степени оказывают негативное влияние на рост и приживаемость деревьев.

— Ведь в сухую погоду автомобили могут размолоть реагенты в пыль, которая потом оседает на только что сформировавшиеся почки, — отметил Сергей Пальчиков.

Комплекс этих факторов и повлиял на то, что липы распустились только сейчас и потеряли изначальный вид.

По словам эксперта, остается только смириться с тем, что некоторое время деревья будут выглядеть не так, как в питомнике. Примерный срок возвращения изначального вида деревьев — несколько лет. И за кронами нужен будет постоянный уход и контроль.

— Если мы забросим деревья в таком виде и не будем их кормить, а также грамотно обрезать и формировать крону, то нашим детям достанутся опасные и проблемные деревья с аномальными кронами, — подвел итог Сергей Пальчиков.

amp-next-page separator