Храм Вознесения Господня на Московской улице / Фото: Елена Пугачева, «Вечерняя Москва»

За пряниками и калачами

Город
Будьте голодными, отправляясь в Звенигород. С какой бы точки ни начали — с Музея русского десерта или Саввино-Сторожевского монастыря, вас накормят восхитительной выпечкой, предложив стаканчик сбитня или кофе на песке.

Наценка за Чехова

Звенигород — один из древнейших подмосковных городов, основанный в XII веке Юрием Долгоруким. Каждый год в городок устремляется несметное число туристов и паломников, чтобы поклониться мощам преподобного Саввы, основателя Саввино-Сторожевского монастыря. Возможно, это объясняет излишне «столичные» цены в звенигородских заведениях.

На центральной Московской улице кофе можно выпить за 250 рублей, кусочек «Наполеона» обойдется в 200, кальцоне — 600 рублей. Все очень вкусно.

Приманкой для туристов служит имя Антона Чехова, к которому у местных отношение особое: в Звенигороде писатель начинал свою врачебную практику.

Сладости по старинным рецептам готовят в доме с вековой историей  / Фото: Елена Пугачева, «Вечерняя Москва»

«В Звенигороде в самом деле хорошо, я работал там в больнице когда-то», — вспоминал он в письмах.

Памятник писателю расположен в сквере на Московской улице. На той же улочке можно увидеть модное кафе, где, по легенде, бывал Чехов. Так ли это, неизвестно, что, впрочем, не мешает хозяевам держать цены чуть выше средних.

Музей русского десерта

Совершив прогулку по улице Московской, сделав фото с бронзовым Антоном Павловичем и взглянув на вновь отстроенный храм Вознесения Господня, отправляйтесь в Музей русского десерта.

Расположенный в доме крестьянки, державшей кирпичный заводик в начале прошлого века, музей манит баранками и левашами, а еще — удивительными интерьерами с расписными столами и яркими буфетами.

Основатель музея — художница Татьяна Феина, по старинным поваренным книгам восстанавливающая рецепты исконных народных сладостей.

Основой интерьеров второго этажа стали русские дореволюционные буфеты. Многие из них отдали музею местные жители. Восстановлением и росписью буфетов занимались сотрудники музея / Фото: Елена Пугачева, «Вечерняя Москва»

Дом двухэтажный — на первом расположены картинная галерея с работами хозяйки, а также помещение для мастер-классов, на втором — полноценный экспозиционный зал с потрясающими образцами дореволюционных буфетов. В буфетах — сладкий мир заедок, пирогов подовых и хлебальных, колядок и сочней, левашей и губников, карасиков и сухого варенья.

Впрочем, Татьяна Феина утверждает, что в музее рассказывают не столько об исконных русских лакомствах, сколько о традициях крестьянского и купеческого чайного стола.

«Мы говорим о еде как баловстве, как о способе общения. Что такое русский чайный стол? Это огромное количество угощений — мед, пастила, крендели, калачи, булки, пироги, варенье.

За столом собирались не только хозяева и члены семьи — звали и работников. Чайный стол осенний само собой отличался от весеннего или летнего, а рождественский — от пасхального. Обо всем этом мы рассказываем на экскурсиях и мастер-классах», — говорит Татьяна Феина.

Одним из любимых русских лакомств были леваши — толченые ягоды, высушенные в печи в виде лепешек.

Леваши упоминались еще в Домострое: «варити ягоды добре долго, да как разварятся, протереть через сито, да с патокою упарить густко, а паря, мешать не переставая, чтоб не пригорело. Как будет добре густо, то лити на доски… а как сядет — вертети в трубы».

Блины хозяйки пекли разноцветными — в готовое тесто добавлялись смолотые ягоды и травы. Сегодняшние снеки на Руси звали заедками. А сочни? Сочни на масле пряженые, с кашей, сметаной или творогом, ячневые или картофельные пресняки, с припечкою из конопляного семени с луком или с ягодами.

Для засидевшихся гостей в русском доме был предусмотрен особый сорт выпечки — так называемый разгонный пряник. Когда такой пряник выносился к столу, гости знали — пора по домам.

Выпеканием баранок на Руси традиционно занимались исключительно мужчины, замечает Татьяна. Месить и растягивать тесто порой весом под 25 килограммов — тяжелый труд, с которым справится разве что крепкий мужчина.

Храм Александра Невского / Фото: Елена Пугачева, «Вечерняя Москва»

Эту же самую баранку, правда, с меньшими трудозатратами, можно изготовить в музее на мастер-классе. Здесь фантазию ингредиентами не ограничивают, однако у каждого — свои предпочтения, говорит Татьяна. Мужчины предпочитают печь маленькие соленые баранки — на будущее к пенному.

Адрес: ул. Фрунзе, 23/2

ЦИФРА  

3 вида пряников различали в старину на Руси: «козули» (они же лепные пряники), печатные, вырезные (их еще называют силуэтными или расписными)

ЦЕНЫ  

■ Пастила — 45 рублей

■ Мастер-класс по изготовлению баранок в Музее русского десерта — 800 рублей

■ Входной билет в Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей — 240 рублей взрослый и 120 рублей детский

Успенский собор

Утолив голод и прихватив баранки, прямо, не сворачивая, по улице Фрунзе отправляйтесь к старейшему в городе собору — Успенскому. Несмотря на то, что памятник реставрируется, зайти и взглянуть на фрески, приписываемые кисти Андрея Рублева, можно.

Белокаменный Успенский собор — то немногое, что осталось от когда-то расположенного на этом месте звенигородского Кремля. Здесь, на месте, с которого начинался город, высилась первая крепость, заложенная Юрием Долгоруким.

Место звалось Городок — о чем сегодня напоминает название улочки. Городок был главным оборонительным сооружением — высокие стены с башнями, насыпные валы.

Бронзовый памятник Антону Чехову — одно из лучших мест для селфи / Фото: Елена Пугачева, «Вечерняя Москва»

В скромном убранстве Успенского храма выделяются фрески на барабанах. Их авторство приписывают Андрею Рублеву. Рисунок, к сожалению, виден с трудом — надеемся, реставрация и ремонт решат вопрос слабого естественного освещения храма.

Адрес: ул. Городок, 1

Саввино-Сторожевский монастырь

Православная жемчужина привлекает паломников со всей России.

История большого архитектурного комплекса началась в конце XIV века. Монастырь основал преподобный Савва, ученик Сергия Радонежского. Небольшой храм с к ельей настоятеля уже в XV–XVII вв. превратился в форпост Московского княжества на западе, став настоящей крепостью. Сегодня это крепость духовная. Сюда едут за невероятной атмосферой покоя и уединенными прогулками, за обязательным поклоном мощам преподобного Саввы Сторожевского, целебной родниковой водой (местные верят, что вода в роднике рядом с монастырем обладает целительной силой), исконным звенигородским колокольным звоном, великолепной монастырской выпечкой и сбитнем.

В километре от комплекса расположен скит СаввиноСторожевского монастыря, где преподобный молился в вырытой пещере.

При монастыре открыт историко-архитектурный и художественный музей Звенигорода.

Адрес: Верхний Посад, Звенигород, пер. Лапинский, 27

Дом-музей Михаила Пришвина

Еще одна точка — удивительный дом писателя Михаила Пришвина. Он расположен в пяти километрах, в деревне Дунино.

Экспозицию музея составляют прижизненная обстановка летней дачи, библиотека, личные вещи, охотничьи принадлежности.

«Впервые мне удалось сделать себе дом как вещь: она мне самому доставляет удовлетворение такое же, как в свое время поэма «Жень-шень». В литературности моего дома большую роль играет и то, что вся его материя вышла из моих сочинений, и нет в нем даже ни одного гвоздя несочиненного», — писал Пришвин.

Память о нем здесь хранят бережно, передавая ее через эмоционально наполненные экскурсии.

Пройти пешим маршрутом Пришвина и вдохнуть аромат вековых елей — так предлагаем завершить звенигородское путешествие.

Адрес: д. Дунино, 2

РЕЦЕПТ

ВАРЕНЬЕ ИЗ КРАПИВЫ

Листья крапивы ошпарить пару раз, мелко нарезать, залить медом с лимонным соком и две минуты проварить. Разложить в баночки — и готово!

БАЛАБУШКИ

Так нежно называли сухое варенье, известное на Руси еще с XIV века. Взять крупные ягоды, фрукты нарезать дольками. Проварить в сахарном сиропе или медовом растворе. Вынуть, дать стечь сиропу и просушить. Можно обсыпать сахаром и подавать к чаю.

Приятного аппетита!

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator